Еще несколько лет назад словосочетание «
правильно брать интервью» в представлении россиян было крепко связано с выпускником факультета журналистики, профессиональным диктором или ведущим телепередачи. С тех пор многое изменилось. Одним из главных нововведений, что привнес домашний интернет в обычную жизнь, является возможность самостоятельно делать репортажи. Тысячи пользователей уже попробовали себя в ранее недоступной роли. Они пробовали брать интервью интересных, но малоизвестных личностей, посредством интервью рассказывали нам о своей жизни или же каких-либо значимых событиях.
Но одного желания
взять интервью бывает недостаточно. Чтобы не выглядеть нелепо на видиозаписи или в короткометражном ролике в сеть выкладываются десятки советов от профессионалов и сотни, если не тысячи, таковых от любителей. Любому из нас понятно, что такое обилие информации, которое, к слову сказать, ещё и расходится по опорным пунктам, не может стать основой для успешного интервью. Поэтому курсы журналистики, предлагаемые в режиме реального времени, пользуются достаточно большим спросом.
Помимо прочего, умение правильно брать интервью у собеседника, чтобы получить полезную и полную информацию по интересующему вопросу необходимо и в профессиональной деятельности психологов, социологов, менеджерам по подбору кадров. Понятно, что в разных ситуациях, чтобы взять интервью, Вы столкнетесь с рядом особенностей. Но всегда можно выделить основные принципы работы с собеседником.
Что такое интервью? Кто может стать его объектом?
Первое, что следует усвоить, интервью – это жанр публицистики, представленный аудитории в форме вопросов и ответов.
Из этого следует, что при построении интервью Вы должны исходить из менталитета собеседника, как бы «настраиваться на его волну». Ведь о каких ответах может идти речь, если интервьюированному не понятны Ваши вопросы. Английское «interview» подразумевает обмен мнениями. Возможно, именно поэтому новички в этом деле часто переходят в жанр дискуссии, что является в корне не верным. Это сбивает акценты, которые предусматривает понятие «интервью». Интервьюер всегда должен оставаться ведущим, направлять своего собеседника нужную сторону при помощи конкретных вопросов и никак не вдаваться в пространные суждения. Так, если Вы хотите донести для собеседника или аудитории своё мнение, то сформулируйте его предельно четко и тезисно и не забудьте в конце поинтересоваться мнением интервьюированного. Позаботьтесь, чтобы последний наиболее полно аргументировал свой ответ. Не бойтесь задавать наводящие вопросы, если человек, у которого Вы берете интервью, начинает «уходить в сторону» от темы. Эти простые правили помогут правильно взять интервью.
Кто является объектом интервью? Как правило, это знаменитости, политики, свидетели выдающихся событий. Но брать интервью можно у любого интересного лично Вам или Вашей аудитории (читателям, зрителям, слушателям) собеседник.
Как подобрать подход к интервьюированному? Вопрос немаловажный. А ответ на него достаточно прост для тех, кто ориентируется в видах интервью. Чтобы Вы смело относили себя именно к таким людям, ниже мы перечислим все типы интервью, а также их характерные особенности.
•
Интервью информационное (часто встречается и другое его название – «информативное интервью»), обычно используется в журналистике чаще других. По сути оно сводится к трем вопросам («Кто?», «Что сделал?», «Что произошло?»), которые Вы задаете собеседнику. Идеально подходит в ситуациях, когда надо взять интервью на месте происшествие какого-либо события.
•
Интервью краткое, или флэш-интервью. Особенностью его является поднятие не просто текущих вопросов, а сбор информации о происходящих здесь и сейчас событий, что делает его почти аналогией прямого репортажа. Здесь акцент ставится на получение эмоционально окрашенной информации из первых уст. Например, брать интервью у участника соревнований лучше, прибегая именно к флэш-интервью.
•
Интервью оперативное, или блиц-интервью, обладает определенной уникальностью. Поэтому его следует четко отличать от предыдущей разновидности. Опросы людей на улице или беседа сразу с несколькими участниками знаменательного события – типичные примеры блиц-интервью. Один и тот же вопрос задается нескольким людям с целью получения разносторонней информации или же формирования полной картины какого-либо события.
•
Интервью-расследование требует проницательности и опыта в ведении беседы. Исходя из названия следует, что ведущий должен владеть психологическими приемами, чтобы незаметно для опрашиваемого узнать подлинную информацию по обсуждаемому вопросу.
•
Интервью портретное служит раскрытию личности опрашиваемого. Стоит делать акценты на яркую индивидуальность собеседника, на те стороны его жизни, которые, по Вашему мнению, будут по-настоящему интересны аудитории. а, знаменитость или совершавший подвиг.
Владея этими знаниями, Вы можете начинать брать интервью. Но на первых парах советуем выбирать для интервью наиболее ярких личностей и участников знаменательных событий. Со временем Вы научитесь раскрывать особенности даже самого обычного, на первый взгляд, собеседника.
Пошаговая инструкция интервьюера
Правильно брать интервью поможет и предварительная подготовка. Во-первых, определитесь с целью интервью. Что именно Вы хотите получить в итоге? Для решения этой задачи подходит определение типа интервью. Что необходимо: осветить ситуацию или же особенность личности опрашиваемого.
Чтобы ничего не упустить в письменном виде составьте список вопросов, ответы на которые желаете получить. Если некоторые из них выходят из сферы Ваших знаний, то следует поискать информацию по ним. Ведь, возможно, что для получения ответа от интервьюируемого придется высказать свою точку зрения или привести пример. Конструкция вопроса не должна предполагать ответа «да – нет», иначе могут возникнуть сложности с получением полной информации. Опять же таки, когда большая часть речи принадлежит ведущему, опрашиваемый меркнет на фоне интервьюера, что обесценивает само интервью.
Как выбрать героя мы обсуждали выше. Чтобы избежать неловкой ситуации, желательно поставить его в известность о теме и целях интервью заранее. Узнайте как можно больше о нем при подготовке к разговору и не забудьте поблагодарить собеседника в конце.
Как взять интервью грамотно? Как проводить интервью?
Большая часть работы уже позади. Вы тщательно подготовились к взятию интервью и шаг за шагом осилили инструкцию. Но не стоит расслабляться. Впереди еще несколько шагов. Выбор места и декораций, которые создадут атмосферу интервью. Проверьте исправность технического оборудования (диктофона или камеры). Не забывайте, что ведущим остаетесь именно Вы, поэтому придите заранее, первым начните приветствие, завяжите разговор с общих вопросов. Это поможет опрашиваемому расслабиться и довериться Вам. Правильно брать интервью поможет и написанный заранее список вопросов. Не бойтесь прибегать к нему. Так Вы точно ничего не упустите. Вслушивайтесь в ответы, чтобы не потерять нить разговора. Не перебивайте резко собеседника, если хотите услышать по-настоящему ценные факты. Следите за временем. Не позволяйте растягивать ответы в три-четыре раза дольше, чем сами вопросы. Не забывайте о благодарности интервьюированному в конце разговора.
Важно! Даже самый ценный материал и грамотное интервью нуждаются в красивом оформлении: емком заголовке, указании на личность, которую Вы опрашивали. Важная черта интервью – это объективность. Старайтесь передать мысль и мнение собеседника как можно полнее, не приукрашивая своими словами.
Желаем добиться успеха Вашим интервью и встречать в жизни как можно больше интересных личностей!