В рабочей ситуации иногда возникает вопрос,
как написать характеристику с места работы. Прежде всего надо понимать, что характеристика – это отзыв об общественной и служебной деятельности сотрудника с его места учебы или работы, который носит официальный характер. Фактически характеристика – это описание его трудовой деятельности на данном месте работы, качеств, которые он проявил, выполняя свои обязанности и общаясь с коллективом.
Но документ обязательно надо заверить печатью предприятия и подписью руководителя. Именно подписавший несет ответственность за то, что содержит характеристика работника. Этот документ должен отразить следующую информацию:
1) ФИО сотрудника;
2) дату рождения;
3) образование, в том числе перечень и время окончания учебных заведений;
4) место нынешней работы, с указанием нынешней и предыдущих должностей;
5) поощрения, деловые, личные положительные качества;
6) курсы для повышения квалификации;
7) цели, для каких была составлена характеристика на работника.
В зависимости от этих целей характеристика на работника может быть:
• внутренней – для других подразделений организации;
• внешней – для других организаций или предприятий.
Внутренняя характеристика работника
Основания для написания такой характеристики закреплены во внутренних документах организации. Как правило, внутренняя характеристика работника составляется:
• при переводе на другую должность;
• для аттестации сотрудника;
• при дисциплинарном взыскании или поощрении;
• при направлении в длительную командировку;
• при поручении новых обязанностей и другое.
Чтобы
написать характеристику с места работы правильно, акцент надо ставить на том, какую трудовую деятельность прошел сотрудник в организации. Оценка качество производится на основании того, для каких целей составляется документ. Чаще всего описывается его потенциал, навыки, и то, как они могут быть использованы. Часто такой документ подается в комплекте с другими.
Внешняя характеристика
Этот документ пишется на основании просьбы работника или запроса другой организации. Обычно характеристика с места работы составляется для:
• выдачи разрешений, награждений, наказаний государственными органами и т. д.
• получения кредита, поступления учебное заведение и т. д.;
Сложнее всего написать характеристику с места работы, когда она требуется для предоставления в суд. В этом случае кадровому работнику сложно определить, что конкретно интересует судебные органы касательно сотрудника. Поэтому лучше всего проконсультироваться с его адвокатом на счет того, как написать характеристику с места работы. Если такой возможности нет, придется писать самому.
Как написать характеристику с места работы
Для того чтобы грамотно написать характеристику с места работы, прежде всего надо определить, для чего она пишется. Также надо помнить, что она составляется по определенным правилам, хотя официальных требований к ее написанию нет. Важно, чтобы характеристика с места работы отражала его профессиональную деятельность и деловые, личные качества.
Написать характеристику с места работы надо на стандартном листе от третьего лица в прошедшем или настоящем времени. В обязательном порядке подписывается директором организации или руководителем кадровой службы.
Скачать образец - Характеристика на работника (409)
Характеристика с места работы состоит из таких логических блоков.
1. Заголовочная часть:
• название документа заглавными буквами;
• название организации, от имени которой составляется документ;
• должность сотрудника в этой организации;
• полностью ФИО сотрудника.
2. Отдельным абзацем анкетные данные сотрудника:
• ФИО с указанием фамилии полностью;
• дата рождения;
• образование (учебные заведения, специальность, дату окончания, звание, ученая степень).
3. Характеристика работы сотрудника:
• год и должность, с которой начал трудовую деятельность в этой организации;
• продвижение по карьерной лестнице внутри организации;
• результаты, которых он достиг;
• информация о повышении квалификации.
4. Деловые и личные качества. Оценивается его компетентность, психологические, личные, этические качества. В деловом блоке надо указать на уровень профессиональных знаний, опыт, стремление к самообразованию. Также указывается, насколько он способен самоорганизоваться, общаться с коллегами, выполнять руководящие функции и т. д. Важно отметить его активность в работе, эффективность и ответственность.
Кроме информации о том, как он взаимодействует с коллективом, надо указать информацию о его наградах и других поощрениях. Описывая характеристики деловых, а также личных качеств работника, надо понимать, для каких целей составляется документ, что важно знать о работнике тем руководителям, которые будут его читать. На основе этого и давать описание и оценку нужных качеств, навыков и достижений работника.
5. Цель составления документа. Как правило, этот блок начинается со слов: «
Характеристика составлена для представления в…».
6. В обязательном порядке характеристика на сотрудника подписывается уполномоченным лицом. Как правило, это руководитель организации. Но в таком случае на документе должна стоять виза непосредственного начальника работника и руководителя кадрового отдела. В обязательном порядке документ надо заверить печатью. Слева под подписями указывается дата, когда документ был выдан сотруднику или направлен по запросу. Один его экземпляр остается в организации, которая выдала характеристику.
Это основные правила, которые показывают,
как написать характеристику с места работы.
Образец характеристики на работника: