Что такое конструктивная и деструктивная критика? Как высказать свое мнение, не обидев человека? Или наоборот, как нам понять, что высказанное другим человеком мнение – конструктивная критика, а не стремление самоутвердиться за наш счет? Ведь сама по себе конструктивная критика является важным элементом роста личности. Она помогает выявить недочеты, пробелы, недостаток информации и многое другое. Но надо четко разделять понятие критики, чтобы понимать, о чем идет речь. Известна конструктивная и деструктивная критика, обратная связь и личные выпады. Давайте разберемся, что же такое конструктивная критика и как нею правильно пользоваться.
Понятие и содержание конструктивной критики
Вам высказывают мнение о результатах или процессе вашей работы, дают совет или оценку, и эти слова приносят пользу – вот
что значит конструктивная критика.
Принципы конструктивной критики:
• Уважение, то есть нет перехода на личности.
• Учет нюансов, то есть критик признает, что оценить результат можно и другими способами.
• Отношение к делу, то есть оцениваются конкретные аспекты дела.
• Присутствие примеров.
• Конкретность, то есть критика излагается детально.
• Объективность, то есть критик не претендует на истину в последней инстанции.
Конечно, когда нас хвалят, это окрыляет, а когда критикуют, наоборот, охватывает уныние. Но как реагировать на критику – решать только вам нам самим. Любая критика может оказаться кладезем подсказок и направлений в развитии, исправлении ошибок, само совершенствовании. Правильная критика вдохновляет на новые результаты, заставляет двигаться дальше, раскрывает новые перспективы. Поэтому очень важно правильно подбирать критиков для своей работы.
Важно понять, что конструктивная критика основывается на высказываниях не о том, что получилось не так или плохо. А на том, как сделать лучше. Например, «Куда лезешь?» – это деструктивное высказывание. «Лучше пройти с этой стороны» – конструктивное.
Критика деструктивная
«Я привык смотреть на критику как на восхищение, смешанное с завистью». Фрэнсис Фицджеральд.
Деструктивная критика возникает тогда, когда критик не знает, как корректно выразить свою точку зрения, или вообще не понимает, о чем говорит. Хуже, когда возникает и то, и другое одновременно. Когда человек некомпетентен и берется раскрывать чьи-то ошибки, он чаще обнаруживает свои. Поэтому надо уметь различать, где конструктивная и деструктивная критика и правильно на нее реагировать.
Виды деструктивной критики
• Неуважение – критика высказывается грубо и агрессивно.
• Огульность – не признаются альтернативные точки зрения, все воспринимается в крайностях.
• Неуместность – критерии оценки к делу не относятся.
• Голословность – выводы не обосновываются, не приводятся примеры.
• Туманность – оценки даются общими суждениями без уточнений.
• Необъективность – критик уверен в своей правоте и не признает того, что может ошибаться.
Если человек, от которого исходит деструктивная критика, для вас малозначим, его можно игнорировать. Хуже, когда вам важно продолжать дальнейшее общение с ним. Ведь такая критика не дает нам возможности сохранить свое лицо перед критиканом и окружающими. Мало того, она концентрирует наши силы на борьбе с негативными эмоциями, лишает нас веры в себя. Пользы от этого никакой, а вот вреда очень много.
Личные оскорбления
Разобравшись,
что такое конструктивная и деструктивная критика, давайте рассмотрим еще один инструмент, которым часто пользуются критиканы, но который к критике имеет весьма отдаленное отношение. Это личное оскорбление, то есть оскорбительные и нелицеприятные замечания со злым умыслом. Чаще всего к ним прибегают, когда заканчиваются аргументы, критикан невежественен или имеет массу предубеждений.
Что же делать, когда вы слышите суждения в свой адрес? Прежде всего, разберитесь, что это за суждения:
• деструктивная критика;
• конструктивная критика;
• личные выпады;
• обратная связь.
А потом действуйте в соответствии с выводами. Если вы получили обратную связь, будьте за нее благодарны. Мало того, лучше искать ее самостоятельно, так как без обратной связи дальнейшее развитие очень затруднено.
Точно так же стоит искать источники конструктивной критики. Для начала научитесь ее распознавать и правильно реагировать. Каждый раз задумывайтесь, чему вас может научить такая критика. Выслушивать ее надо, постоянно взаимодействуя с критиком, просить его уточнить, прокомментировать, дать пример и т.д.
«Сам Бог не судит человека, пока не кончатся дни его». Сэмюэл Джонсон
Деструктивную критику надо игнорировать, если ее высказывает человек, не связанный с критикуемой работой. Если же связан, надо выходить на диалог, уточнить свою позицию. Личные выпады всегда нужно игнорировать и уходить от них, не поддаваясь на провокации.
На правах выводов
Мнение критикана – не всегда истинное. А если он высказывает его деструктивно – это отражение его внутреннего диссонанса, а не реальных фактов. Чтобы чужая критика вас не задевала, надо созидать свою самооценку на объективных фактах, а не мнении окружающих. Оно изменчиво, а мы можем не успевать за его изменениями. Но даже если высказывания имеют под собой основания, вовсе не обязательно сильно переживать по этому поводу.
Деструктивная критика всегда имеет негативный оттенок. При чем чаще всего – это проекция негативного состояния самого критикующего. Поэтому единственно верный путь в правильном восприятии критики – самопознания и самосовершенствование. Обдумывайте и анализируйте свои ошибки, созидайте себя и тогда конструктивная и деструктивная критика будет приносить вам только пользу.