Процесс формирования профессиональной этики напоминает спираль, когда прогресс и регресс меняют друг друга во времени. Общество, стремясь к социальным признакам, постепенно превращается в структуру, что подавляет свободные стремления людей.
Заботливый начальник, тот, кто находит золотую середину между кнутом и пряником.
Теория Фромма авторитарной и гуманистической этики
В современном техногенном обществе, природные качества человека, по мнению известного психолога Фромма, связанные со стремлениями:
• поиск заботливого начальника,
• стремление жить в тесном контакте с обществом.
• страхом за будущее.
Это приводит к тому, что человек принимает правила потребительского общества. Этим он нивелирует свои качества свободного человека и легко подчиняется правилам, навязанным авторитарной этикой.
Фромм раскрывает категории, по которым выделяются признаки авторитарной и гуманистической этики. Авторитарную этику отличают от гуманистической формальные и материальные критерии.
Профессиональная этика имеет признаки, как гуманистической, так и авторитарной этики с преобладающими качествами авторитарной. Авторитарная этика в свободном обществе является прогрессивной, а в тоталитарном – механизмом принудительного влияния на людей. Изучив механизм авторитарной и гумманистической этики, можно понять, как стать начальником, которого считают заботливым.
Гуманистическая этика заботливого начальника
Одной из самых насущных задач развития бизнеса является существенное повышение качества обслуживания и эффективности управления им. Для этого необходимы глубокие и всесторонние знания видов деятельности, особенностей поведения сторон, участвующих в осуществлении каждой предлагаемой услуги.
Что бы
стать заботливым начальником, нужно профессионально обладать коммуникативной компетентностью. Это направление деятельности является новым в практике бизнеса, хотя предпосылки его использования в практике западных работодателей можно отследить в течение целого ряда последних лет. В отношении понятия «коммуникативная компетентность» существует несколько определений.
Главной трудностью при этом является отсутствие надлежащей подготовки у персонала, способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Как стать заботливым начальником
Развитие коммуникативной компетенции возможно с помощью множества различных способов. Обучение бывает традиционным и активным. К традиционным относится обучение в колледжах, институтах, университетах, окончание специальных курсов и др. К активным относятся более творческие способы обучения. В свою очередь такое обучение бывает групповое и индивидуальное. В настоящее время на рынке существует огромное количество школ, курсов, тренингов, предлагающих свои услуги по обучению сотрудников различных компаний.
Заботливый начальник умело организовывает для себя и подчинённых из управляющего сектора:
1. Внутренние тренинги – тренинги, проводимые внутри компании для сотрудников, с целью повышения их квалификации.
Как правило, крупные сети в своем штате держат тренинг менеджеров, которые продумывают и проводят тренинги для сотрудников данного предприятия.
2. Тренинги с приглашенным тренером, который выезжает в компанию, т.е. предприятие специально приглашает человека из тренинговой компании для обучения своих сотрудников.
На рынке услуг все чаще появляются компании, готовые предоставить широкий спектр тренинговых услуг. Как правило, это небольшие тренинги, которые могут занимать как от нескольких часов, так и до нескольких дней.
Таким образом,
заботливый начальник – это не тот, который уступает подчинённому, а тот, кто умеет извлекать пользу для производства из личного опыта общения с людьми.