Сегодня
досудебное урегулирование налоговых споров является обязательной процедурой – вначале все возможные споры должна рассмотреть вышестоящая инстанция и лишь потом можно обращаться в суд. Само по себе досудебное урегулирование налоговых споров предполагает инспектирование решений налоговых инспекций на предмет соответствия их действующему законодательству и является внутриведомственной процедурой.
Порядок досудебного урегулирования налоговых споров
Досудебное урегулирование налоговых споров по сравнению с судебным имеет одно веское преимущество – любые споры и недоразумения решаются намного быстрее, потому как судебная процедура более основательная и требует больших временных затрат. Также урегулирование налоговых споров до суда имеет целый ряд других преимуществ. Так, сама процедура не настолько формализована, как судебная, подача жалобы не предусматривает уплату государственной пошлины. Как только жалоба подается, с этого момента все действия по исполнению решения, которое является предметом спора, приостанавливаются.
Урегулирование налоговых споров до суда проводят специальные подразделения ФНС. Именно это и обеспечивает решение конфликта и восстановление прав в самые короткие сроки. Такое распределение обязанностей решения налоговых споров разгружает арбитражные суды. До суда в обязательном порядке решаются налоговые споры о привлечении к ответственности или об отказе привлечения за совершение налогового правонарушения. В иных случаях закон разрешает одновременно подавать жалобу и в суд, и в вышестоящий налоговый орган.
При этом
порядок рассмотрения налоговых споров предполагает подачу письменного заявления налогоплательщика, который желает обжаловать решение, в налоговую инспекцию, которая это решение вынесла. А уже оттуда все материалы направляются в вышестоящую инстанцию.
Причины налоговых споров
Основными причинами, по которым возникают налоговые споры, оказываются следующие:
1) разнообразные ошибки, допущенные при оформлении результатов проверки;
2) нарушение порядка проведения налоговой проверки;
3) неправильное применение норм законодательства;
4) различное толкование положений закона;
5) подача налогоплательщиками дополнительных документов, которые ранее не рассматривались во время проведения проверки, но могут существенно повлиять на решение вопроса, есть ли в действиях налогоплательщика признаки правонарушения или нет;
6) другие объективные причины.
Как правило, эти причины и провоцируют досудебное урегулирование налоговых споров.