Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) предусматривает два режима налогообложения: общий и специальный.
Сельхозпроизводители, использующиеся общий режим налогообложения, уплачивают такие виды налогов как: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль (в сельскохозяйственной отрасли для него предусмотрена льгота), транспортный налог (льгота по нему предоставляется на технику), единый социальный налог, налог на имущество (по нему выделяется льгота на имущество, которое используется для производства и хранения продукции), налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, за использование водными объектами и платежи за загрязнение окружающей среды. Прежде обязательные налоговые сборы с реализации продукции, на рекламы и содержание полиции отменены в 2004 году в связи с вступлением в действие новой редакции Главы 26.1 Налогового кодекса РФ под названием «
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)».
С начала 2002 года действовал закон, предлагающий введение фиксированной ставки налога на каждый гектар используемой земли. При его введении сельхозпроизводители с высоким уровнем дохода снижали ставки по налогам, а развивающиеся должны были платить еще больше. Таким образом, изменения в законодательстве не оправдали себя и не достигли желаемых результатов. Поэтому Комитет по аграрным вопросам Госдумы РФ внес в него изменения, связанные с практикой применения единого сельскохозяйственного налога.
Переход на налогообложение ЕСНХ – добровольное решение каждого субъекта сельскохозяйственной деятельности.
Законом предусматриваются такие нормы:
1) Налогоплательщиками ЕСНХ субъекты сельскохозяйственной деятельности в том случае, если суммарный объем произведенной ими сельхозпродукции, в том числе после первичной переработки, если она была произведена из сельскохозяйственного сырья собственного изготовления, составляет не менее 70%.
2) Переход на применение единого сельскохозяйственного налога производится по следующему алгоритму: в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего началу использования нового налога, необходимо подать заявление в налоговые органы о намерении воспользоваться ЕСНХ. Предоставляются также данные о доле дохода от сельхозпродукции в общей сумме дохода за девять месяцев, которые предшествовали обращению в органы ФНС.
3) Налоговый период – календарный год. Воспользоваться правом перехода на общую систему налогообложения до окончания налогового периода нельзя. Это возможно только с начала года при условии, что налоговые органы будут уведомлены об этом до 15 января. Если по итогам календарного года выручка от реализации с/х продукции составляет менее 70%, налогоплательщик подает заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения в течение 20 дней с момента истечения налогового периода и уплачивает налог до 1 февраля года, следующего за окончанием налогового периода по
ЕСНХ. Налогоплательщик, который воспользовался правом перехода на общий режим налогообложения, может перейти на ЕСХН не раньше, чем через год после того, как утратил право на его применение.
4) Объект налогообложения – доходы минус расходы.
5) Алгоритм определения и признания доходов и расходов по большей части диктуется действующими на сегодняшний день нормами гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и расходами, учитываемыми во многом также по принципу учета расходов при определении налоговой базы этой же главы, но с некоторой спецификой. Так, расходы увеличиваются на сумму приобретаемых основных средств и относятся на затраты в момент их ввода в эксплуатацию. Стоимость основных средств, срок службы которых не превышает 3-х лет, списывается на расходы в первый год уплаты ЕСХН. При сроке службы от 3 до 15 лет в первый год на расходы списывается 50 % стоимости, 2-й – 30 %, и в 3-й – оставшиеся 20 % стоимости. При сроке службы свыше 15 лет остаточная стоимость списывается на расходы равными долями в течение 10 лет. Лизинговые платежи также учитываются по расходам, а также суммы НДС, уплаченные в цене товара.
6) Налоговой базой считается денежное выражение по формуле «доходы минус расходы». При вычислении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом от начала налогового периода. Сельхозпроизводитель может снизить налоговую базу в размере суммы убытка, который был получен по итогам предыдущих налоговых периодов. Убытком считается более высокий уровень расходов по сравнению с доходами. Убыток не может снижать налоговую базу более чем на 30 %, а сумма убытков, превышающая это ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, которые однако не должны превышать 10 лет.
7) Налог выплачивается по месту нахождения предприятия и переходит на счет федерального казначейства для последующего распределения в бюджеты разных уровней и государственных внебюджетных фондов.
8) Ставка единого сельскохозяйственного налога – 6%.
9) Налоговые декларации предоставляются в органы ФНС после истечения налогового периода, но не позднее 1 марта. Уплатить налог нужно в это же время.
Вместе с поправками к действующей 26 главе НК, введены и другие поправки, в том числе для организаций, не воспользовавшихся правом на уплату единого сельскохозяйственного налога, по деятельности, связанной со сбытом сельхозтоваров. При уплате налога на прибыль вводится следующий порядок: в 2004-2005 годах по ставке 0 %, в 2006-2008 годах - по ставке 6 %, в 2009-2011 гг. – 12 %, в 2012-2014 гг. – 18 %. В 2015 году в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ ставка единого сельскохозяйственного налога составит 24 %.
Единый сельскохозяйственный налог заменяет уплату четырех видов налога: на прибыль, на имущество, единого социального налога и НДС. На долю единого социального налога приходится большая часть экономии при выборе ЕСНХ. Он представляет собой взносы на обязательное пенсионное страхование и его ставка составляет 26,1% в то время, как ставка единого сельскохозяйственного налога – всего лишь 10,3%.
Уплата НДС прекращается при переходе на
специальный режим налогообложения ЕСНХ. С 2004 года ставка по материальным ресурсам составляет 18%, соответственно, сумма возмещаемого НДС в результате уменьшения разницы в процентных ставках снизится.
Важной деталью, сдерживающей переход сельхозпредприятий с общего режима налогообложения на специальный режим, являлось то, что НДС по не списанным на производство материальным ресурсам нужно было вернуть в бюджет. Государственной Думой внесена корректировка в Налоговый кодекс, разрешающая при переходе на уплату ЕСХН не возмещать «входной» НДС в бюджет.
Выгодность или невыгодность перехода производителей сельскохозяйственной продукции на уплату единого сельскохозяйственного налога во многом определяется проводимой в аграрном секторе финансовой и налоговой политики в отдельно взятом регионе.
Среди положительных моментов налогообложения ЕСНХ стоит отметить сокращение числа уплачиваемых налогов, уменьшение уплачиваемых сумм для предприятий с неразвитой экономикой, оптимизация сроков налоговых выплат, упрощение ведения бухучета вследствие отмены ряда налогов при выборе ЕСНХ, свободного режима налогообложения.
В числе отрицательных моментов можно назвать, например, то, что предприятия с высоким уровнем производства теряют сумму возмещаемого из бюджета налога на добавленную стоимость и даже должны дополнительно уплачивать налог на прибыль.
Сельское хозяйство – одна из важнейших отраслей народного хозяйства, однако налоговая система не учитывает многих его деталей и специфики. Эффективность в сельском хозяйстве зависит от ряда факторов, в числе которых сезонность производства, плодородие почв, климатические условия. Все это требует индивидуального подхода к системе налогообложения в сфере сельского хозяйства. На современном этапе одним из шагов, значительно облегчивших хозяйственную деятельность субъектов сельского хозяйства, стало внедрение
единого сельскохозяйственного налога (ЕСНХ).