Несмотря на то, что закон «Об электронной подписи» был принят в 2011 г, вступает в полную силу он с 1 января 2014 года.
Пользователям, которые используют системы электронной отчетности и электронного документооборота (ЭДО), необходимо будет заменить их старые
ЭЦП на КЭП, поскольку их приравнивание было временной мерой, которая была принята для более плавного перехода к новому закону.
Кроме того, новый закон предусматривает выдачу сертификатов электронной цифровой подписи активно использующим ЭДО в своей деятельности, юридическим лицам.
Согласно новому закону электронные подписи разделяются на 2 категории-простые и усиленные. Последний тип кроме того разделен дополнительно на два подкласса: квалифицированные и неквалифицированные. То есть практически новым законом было введено три вида электронной подписи, которыми и была заменена ЭЦП использовавшиеся ранее.
Согласно определению,
простая электронная подпись - электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Электронный документ, который заверяется такой электронной подписью, может быть признан равнозначным бумажному документу подписанному лично.
Квалифицированная электронная подпись, дополнительно обладает следующими признаками:
- Ключ проверки данной электронной подписи обязательно будет указан в квалифицированном сертификате.
- Создается и проверяется такая электронная подпись, при использовании средства электронной подписи, которые получили соответствующее подтверждение.
В случае, подписания электронного документ квалифицированной подписью, он считается равнозначным документу, оформленному на бумаге и подписанному собственноручно.
Обратите внимание, что теперь в соответствии с новым законом ЭЦП попадает под определение, которым обозначена неквалифицированная электронная подпись (НЭП), в связи с этим замены сертификатов им не требуется.
Сложнее пользователям «гибридных» сертификатов, совмещенных с требованиями которые выдвигаются электронными торговыми площадками (ЭТП). Поскольку требования КЭП не могут быть выполнены в полном объеме одновременно с требованиями ЭТП.
Согласно новому закону ужесточается и сама процедура выдачи сертификата КЭП. Причем оно затрагивает как удостоверяющие центры, так и самих владельцев сертификатов.
Для получения сертификата КЭП, помимо ФИО и названию компании необходимо будет представить СНИЛС физического лица, на чье имя выпускается сертификат, и ОГРН юридического лица. В обязанности Удостоверяющего центра теперь входит не только проверка достоверности данных, но и хранение реквизитов этих документов.
В тех случаях, если новые требования соблюдены не будут, аккредитация УЦ будет аннулирована и, как следствие, будет прекращено действе всех ранее выданных сертификатов. Во избежание подобных проблем, необходимо убедиться, что УЦ имеет все необходимые лицензии и сертификаты, убедиться в том, что УЦ аккредитован на площадках госторгов и крупных коммерческих электронных торговых площадках. В дальнейшем, законодательство, разумеется, будет усовершенствованно. И электронная подпись будет использоваться намного шире.