Коммерческим предложением является документ определенной формы, в котором одна сторона предлагает выгоду другой с предоставлением всех условий сделки.
Коммерческое предложение может вручаться на деловой встрече, презентации или направляться потенциальному партнеру или клиенту по почте.
Существует два вида коммерческих предложений — персонифицированные и неперсонифицированные.
1) Персонифицированные коммерческие предложения адресуются конкретным лицам. Чтобы грамотно составить коммерческое предложение такого вида, нужно учитывать, какие
обязательные пункты оно должно содержать:
• фамилия, имя и отчество, должность получателя;
• дата отправки и срок действия предложения, особенно в том случае, если принято решение составить коммерческое предложение в форме оферты.
Оферта — это предложение заключить договор. Если получатель принимает это предложение, отправитель должен соблюдать условия оферты, несмотря на то, что это не всегда выгодно.
• перечень задач клиента или партнера, которые будут решены в случае принятия коммерческого предложения (потребности клиента выясняются предварительно);
• детали сделки — сумма контракта, условия и сроки поставки, конкретные цены на услуги и продукцию и др.
Грамотно составить коммерческое предложение возможно только после личного общения с клиентом. Персонифицированное коммерческое предложение составляется торговым агентом, менеджером по продажам или коммерческим директором.
2) Неперсонифицированное коммерческое предложение рассылается потенциальным клиентам в целях знакомства с возможностями компании — оно может быть отправлено по почте или вручено при первой встрече. Помочь составить коммерческое предложение такого вида могут специалисты по рекламе и маркетингу, так как их специализация — массовые кампании.
Чтобы правильно написать коммерческое предложение, следует соблюдать его структуру:
• заголовок (набирается более крупным шрифтом, чем основной текст);
• вступление, в котором перечислены задачи клиента, которые вы способны решить;
• суть коммерческого предложения (детали и подробности вы можете разместить в приложениях);
• данные о вашей компании, которые демонстрируют ваш профессионализм, компетентность, добросовестность;
• призыв обратиться именно к вам, причем немедленно;
• контакты отправившего предложение лица — Ваш Консультант (Ваш Менеджер), затем фамилия, имя, отчество, должность, рабочий и мобильный телефон;
• дата отправки и срок действия коммерческого предложения.
При
оформлении коммерческого предложения рекомендуется использовать выделение шрифтом, нумерованные и ненумерованные списки, подзаголовки — эти приемы облегчают восприятие текста. Чтобы составить коммерческое предложение, воспользуйтесь фирменным бланком вашей организации.
Итак, что необходимо для создания эффективного коммерческого предложения:
• ваше предложение должно учитывать интересы клиента;
• используйте деловой стиль при оформлении коммерческого предложения;
• предложение должно содержать только важные факты;
Неперсонифицированные коммерческие предложения могут быть составлены для отдельных групп клиентов (физические и юридические лица, владельцы бизнес-центров и др.). Для кого-то на выбор предложения оказывает влияние цена, а кому-то важнее спектр предлагаемых услуг.
Изучив рекомендации, принципы создания разных видов предложений, категории клиентов, вы поймете,
как грамотно составить коммерческое предложение.