На любом предприятии вопрос,
как рассчитать себестоимость продукции будет решаться всегда, нее зависимо от времени и степени развития бизнеса. Методика расчета себестоимости продукции обычно не меняется. Основная загвоздка возникает, как правило, на этапе определения вида продукции, на основе которого и ведется подсчет затрат.
Традиционный расчет себестоимости
По классической методике
себестоимость продукции рассчитывается в два этапа. На первом этапе определяются затраты на продукцию: проводится произведение стоимости расходных элементов на их количество, необходимое для производства. Под расходными элементами подразумевается не только сырье, комплектующие и другие материалы, но также и электроэнергия, и заработная плата сотрудникам.
На втором этапе складываются сумма, выведенная на первом этапе и прочие необходимые расходы – на содержание помещений, оборудования, штата сотрудников, налоги и прочее. Далее себестоимость продукции вычисляется путем деления полученной суммы на количество производимой продукции. Но в этом случае точно рассчитать себестоимость продукции сложно из-за того, что сопутствующие расходы с трудом поддаются учету.
Управленческий подход
В этом подходе
формула расчета себестоимости продукции варьируется в зависимости от того, какие затраты в рассматриваемом периоде потребовало производство того или иного продукта. Например, если для производства одного продукта было закуплено специальное оборудование, то нет смысла включать эти затраты в расчет себестоимости продукции, которая производится на предприятии без участия этого оборудования. В этом случае правильным будет рассчитать себестоимость продукции по источникам возникновения затрат.
Поэтому управленческий подход предлагает
рассчитать себестоимость продукции таким способом: определить переменные затраты на производство единицы каждого вида продукции в соответствии с нормами, определить специфические затраты единицы отдельного вида продукции (общее количество затрат поделить на объем производства), прибавление прочих затрат и разделение продукции по видам.
Маржинальный анализ
Часто два предыдущих метода дают кардинально разные, а порой и противоположные оценки. Логично возникает вопрос, как рассчитать себестоимость продукции, которая была бы максимально приближена к реальной? Золотой серединой в этом вопросе стал маржинальный анализ. Рассчитывается он через соотношение цен на продукцию, которая реализуется, и переменных затрат, которые появляются во время ее производства. Рассчитать себестоимость продукции по этому методу легко. Достаточно от цены единицы реализуемого товара отнять величину переменных затрат на эту единицу товара, а полученную сумму поделить на цену реализации единицы товара. В результате, чем выше полученный коэффициент, тем выгоднее производство данного товара. Правда, решение отказаться от убыточного товара можно отложить, если это новинка, которая только завоевывает рынок.
Оценка продукции
Наиболее оправданными шагами в решении, как рассчитать себестоимость продукции являются следующие:
1. Проведение маржинального анализа с учетом рыночного спроса и производственных мощностей.
2. Распределить затраты, которые не вошли в список переменных, на продукцию пропорционально реальным расходам.
3. Прибавить к полученной сумме переменные затраты.
Таким образом можно оценить реальные затраты и прибыли от производства, и реально оценить потенциал каждого вида продукции. Но в общем,
как рассчитать себестоимость продукции – решать каждому предпринимателю самостоятельно.