Сегодня масса компаний создает, продает и покупает самый разнообразный бизнес, поэтому часто встает вопрос о том,
как выбрать лучшего бизнес-брокера. А чтобы выбрать лучшего бизнес-брокера надо, конечно же, есть свои четкие правила.
К сожалению, этот вид деятельности не подлежит личензированию в России, поэтому каждый
бизнес-брокер может рассказывать о своей компетенции без соответствующего документального подтверждения.
Поэтому еще до того, как вы подпишите с ним соответствующий договор, необходимо убедиться, что вы имеете дело с нужным человеком. Проще всего провести с ним предварительную беседу, задав нужные вопросы и проанализировав ответы, которые дает бизнес-брокер. Предлагаем ознакомиться с 6 основными вопросами, которые подскажут, как выбрать лучшего бизнес-брокера.
Вопрос 1: как будет выглядеть схема организации комплексной продажи?
Если в ответ последует туманный ответ о коммерческой тайте, схемах не для огласки и тому подобное, скорее всего, никаких схем бизнес-брокер не придерживается. Также как не придерживается главного принципа своей работы – прозрачности ведения бизнеса.
Вопрос 2: как будет происходить поиск клиента, и как об этом будут информировать вас?
Если из этого вопроса также делается тайна, значит сказать человеку нечего. Скорее всего, работа ограничится объявлениями на досках объявлений в интернете. В другом случае выбрать бизнес-брокера можно и по количеству (и качеству) рекламных площадок, которые он обычно задействует в своей работе.
Вопрос 3: сколько проектов вы сейчас ведете?
Вопрос вроде бы и невинный, но тоже может помочь выбрать бизнес-брокера. Ведь у человека есть какой-то предел времени и сил, он не может вести бесконечное число дел одновременно. Прикиньте, сколько времени ему надо потратить в день на различные согласования, звонки и встречи, и вы поймете, что вести больше 10 проектов он просто не в состоянии.
Вопрос 4: сколько проектов за последний год увенчались успехом?
Вопрос задается не для того, чтобы выбрать лучшего бизнес-брокера с самым высоким показателем успешных проектов. На самом деле, если человек утверждает, что в год совершает столько успешных сделок, что даже сбился со счета, лучше прибегнуть к услугам стажера, который будет вести один ваш проект, но скрупулезно и самозабвенно. Потому что практика показывает, что в год самый успешный бизнес-брокер совершает около 20 успешных сделок.
Вопрос 5: какая информация от меня необходима для успешной продажи?
В этом случае выбрать бизнес-брокера надо по количеству времени, которое он готов вложить в вашу продажу. Если для сбора необходимой информации ему надо не больше 2 часов, то он просто не сможет собрать и проанализировать все необходимое, чтобы убедительно обосновать цену и преимущества вашего бизнеса покупателю.
Вопрос 6: на каких условиях подписываете договор?
Логично, что решая, как выбрать лучшего бизнес-брокера, вы будете ориентироваться на условия договора. В этом случае тоже не помешает критическое мышление. Скажем, если брокер уверяет, что у него есть на примете покупатель на ваш бизнес или этим наверняка интересуются инвесторы его компании, то требование при этом подписать эксклюзивный договор на полгода выглядит, по меньшей мере, нелогично.
Решая вопрос,
как выбрать лучшего бизнес-брокера, помните, что вы ему платите за целый комплекс услуг, а не за «сводничество».