Как это ни странно, но сегодня работодатели обеспокоены проблемой,
как заставить подчиненных слушаться. Сегодня сотрудники перестали бояться быть уволенными, если посмеют возразить начальству. Особенно, если речь идет о действительно ценных специалистах, которые могут даже в чем-то превосходить начальство. Руководители понимают, что управление подчиненными нахрапистыми методами сегодня неэффективно, поэтому ищут новые пути. Психологи же утверждают, что у молодых руководителей основная проблема на пути освоения искусства управления людьми кроется в неумении выстроить нужные отношения с коллективом и неумения правильно излагать приказы. Что делать, как заставить подчиненных слушаться? Читайте далее.
Почему приказы не выполняются
«Какими бы иллюзиями власти ни тешил себя доминант, а это подчиненный определяет, насколько далеко что зайдет и где остановится». Лорел Гамильтон
За день руководитель отдает десятки, а иногда и сотни приказов. Чем руководитель выше, тем дороже обходится организации их невыполнение. Но часто у руководителей не получается заставить подчиненных слушаться лишь потому, что они не придают значения правильной и четкой формулировке своих требований. Если обобщить практику, можно выделить следующие типичные причины невыполнения приказов:
1. Не понимание требований. Одни и те же слова разными людьми могут быть восприняты по-разному. Для того чтобы избежать этого надо учитывать:
• логичность изложения;
• уровень образования;
• уровень интеллекта;
• особенности профессионального языка;
• концентрированность внимания и т.д.
Некоторые подчиненные делают вид, что не понимают сути приказаний, а другие действительно не могут вникнуть в требования. Задача руководителя – четко разобраться в ситуации и суметь заставить подчиненных слушаться.
2. Неконкретные требования и как следствие – их непринятие. То есть суть приказа понятна, но подчиненный не разделяет позицию начальника, а потому саботирует выполнение его требований. Иногда он говорит об этом открыто, и тогда руководитель допускает еще одну ошибку – начинает ему доказывать пользу этих требований. Но проблема в том, что сотрудник не видит в этом деле пользы для себя, а польза для компании его далеко не всегда интересует.
Искусство приказывать лежит в понимании и управлении выгодами, которые ищет для себя сотрудник.
Поэтому надо разобраться, почему сотрудник не принимает требований руководителя: из-за несогласия со стратегией развития компании или из-за личных интересов. Лишь воздействуя на внутренние причины, можно заставить подчиненных слушаться.
Секреты управления подчиненными
«Способности начальника оцениваются по его способности оценить способности своих подчиненных». Роберт Лембке
Искусство управления людьми имеет свои правила. Приведенные ниже рекомендации можно использовать как в рабочей обстановке, так и в межличностных отношениях. Это поможет поднять имидж руководителя, смягчить требования и устранить противоречия.
1. Использовать слова и термины в соответствии с образованием и уровнем развития подчиненного.
2. Приказ должен быть четким и понятным. Искусство приказывать лежит в умении давать приказания в такой форме, которую нельзя переиначить или понять неправильно.
3. Избавиться от персонификации. Если приказ формулируется лично от руководителя, он автоматически вызывает отторжение. Вместо «я хочу…» лучше сказать «Нашей фирме необходимо…».
4. Следите за интонациями. Даже нейтральная просьба высказанная агрессивно или пренебрежительно вызовет неприятие. Это заставляет отвлекаться подчиненного от сути приказа, заставляя переживать эмоции. Даже если вам удастся в такой форме
заставить подчиненных слушаться, психологический климат в коллективе будет нарушен. Да и сами сотрудники наверняка настроятся против вас, будут искать любую возможность отомстить за унижение.
5. Долой негатив! Чтобы заставить подчиненных слушаться, начните формулировку приказа с позитивных слов. Старайтесь не смешивать приказ с критикой.
6. Отдавая приказ сотруднику, называйте его по имени. Управление подчиненными становится эффективным, когда вы отдаете персонифицированные указания. Тем более, что каждому приятно слышать свое имя.
7. Как заставить подчиненных слушаться? Раздавайте им комплименты. При чем старайтесь давать их, одновременно подчеркивая свою несостоятельность в каком-то вопросе. Но помните, что комплимент предполагает незначительно преувеличение достоинств. Все что больше – лесть, которая мешает управлению подчиненными.
8. Окольные пути. Если подчиненный наверняка воспримет приказ в штыки, лучше вначале спросить у него совета по определенному вопросу. А затем, в ходе дискуссии выразить свое требование сделать все конкретным образом. Такое управление подчиненными следует применять только с определенной категорией сотрудников, которые не воспримут обращение за советом за слабость.
9. Формулируйте свои требования в вопросительной форме.
10. Подчеркните личные выгоды сотрудника при выполнении требований.
Мастера приказов
Проще всего заставить подчиненных слушаться, если они сами придут к мысли выполнить ваше приказание. То есть необходимо создать такую ситуацию, чтобы сотрудник сам пришел к правильному на ваш взгляд решению. Достигается это через проведение консультаций, контроль за выполнением обязанностей, проведение совещаний и т.д. Но это уже высшее искусство, в котором задействованы знания психологии. Поэтому у нас пока что эта стратегия реализуется в последовательной цепочке наводящих вопросов. Во время диалога можно воздействовать на «больные» места сотрудника: честолюбие, амбициозность и т.д.
Помните, что искусство управления людьми, как и любое другое искусство, можно освоить постоянными тренировками. Необходимо мысленно разбить его на набор определенных навыков и постепенно осваивать каждый, доводя его до автоматизма. Овладев в совершенстве этим искусством, вы больше не будете задаваться вопросом,
как заставить подчиненных слушаться.