Несмотря на то, что существуют множество
технологий поиска и подбора персонала, эта процедура состоит из нескольких стандартных этапов:
• определение количественных потребностей штата сотрудников на основе плана развития компании или заявок от подразделений о вакансиях;
• описание направления вакансии, требований к должности, создание должностной инструкции;
• организация поиска персонала с помощью внешних и внутренних ресурсов, а также с применением нестандартных методов подбора персонала;
• первая ступень подбора персонала — анализ резюме, анкет, интервью по телефону;
• вторая ступень подбора персонала — собеседование, тестирование и т. д.;
• принятие решение о приеме на работу;
• заключение трудового договора, прием в штат, программа адаптации.
Остановимся на некоторых этапах подбора персонала более подробно:
• Кадровой службе организации необходимо найти сотрудника на открытую вакансию. В этом случае
поиск и подбор персонала следует начинать с четкого описания позиции. Структурированные требования к соискателю (личностные и профессиональные) — это путь успеху при поиске персонала.
Профиль вакансии описывает необходимый опыт, требуемую компетенцию и устойчивые навыки кандидата, претендующего на эту должность.
В создании профиля вакансии должны принимать участие менеджер по персоналу и непосредственный руководитель будущего сотрудника. Если руководитель может грамотно и четко описать текущие задачи, то сотрудник кадровой службы представляет общую ситуацию на рынке труда и тенденции компании.
При наличии профиля вакансии можно переходить к следующему этапу — подбору персонала.
•
Источники подбора персонала могут быть внутренними и внешними.
Внутренние источники — это существующий штат компании. Одним из известных и широко применяющихся методов подбора персонала является замещение должностей по результатам внутрифирменного конкурса. При этом сотрудники получают возможность карьерного роста внутри своей организации, а работодатель сохраняет сильный кадровый состав.
Примером эффективных методов подбора персонала из внешних источников могут служить поиск кандидатов по профилю вакансии и рекрутинг.
Существуют и относительно
новые методы подбора персонала — дистанционное сотрудничество; лизинг персонала (сотрудник предоставляются на длительное время кадровыми агентствами);
аутсорсинг (передача непрофильных задач сторонним организациям); набор временного персонала.
Результаты опросов показали, что наиболее популярными внешними источниками поиска персонала являются:
• поиск кандидатов «по знакомству»;
• объявления в прессе;
• объявления на сайтах по трудоустройству;
• услуги кадровых агентств;
• ярмарки вакансий и биржи труда.
Как правило, к наилучшим результатам приводит применение комплексной системы методов подбора персонала, которая может включать в себя предварительный отбор, сбор информации о соискателе, тесты, анкеты, интервью и собеседования.
Самое важное - уметь отличить важное от срочного