Люди в основном не любят, когда их критикуют. Но даже служебные отношения не обходятся без критики. Бывает так, что без негативной оценки не получается продвинуться вперед. Именно поэтому критика входит в обязанности всех без исключения руководителей. В наше время существуют правила критики, которых необходимо придерживаться всем. Такие правила критики помогут Вам наладить отношения не только с сотрудниками, но и с другими людьми, с которыми Вы общаетесь в повседневной жизни.
Предоставляем Вашему вниманию основные правила критики:
1) Необходимо установить контакт.
Психологи советует не избегать потока критических замечаний. Нужно провести вводную беседу.
2) Используйте позитив и негатив.
Большое количество людей любят похвалу, поощрение и признание, а негатив вызывает у них раздражение. Если у Вас получилось перед критикой употребить какое-нибудь положительное замечание, то Ваша критика скорее всего будет воспринята нормально.
3) Нужно отмечать детали.
Больше понимания вызывает детальная критика. Нужно говорить по существу и избегать обобщений. Лучше все говорить напрямую. Не нужно критиковать человека, который не в силах изменить жизненные обстоятельства. Такая оценка бесполезна и может вызвать злость с его стороны. Необходимо касаться только ту часть поведения, которую он сможет изменить.
4) Избегайте стереотипов.
Нужно избегать стереотипно-оценочных утверждений, которые эксплуатируют половые, возрастные и другие недостатки.
5) Старайтесь обходиться без упреков.
Грамотная критика не состоит из упреков и обвинений. Она состоит в основном в том, чтобы предоставить им новую информацию о них самих и могли действовать в соответствии с критикой. В такой оценке он должен увидеть возможности для дальнейшего совершенствования.
6) Разделяйте чувства собеседника.
Иногда бывает полезно дать человеку понять, что сочувствуете ему.
7) Обратите внимание на поведение.
Целью критики должен быть не сам человек, а лишь его поведение. Любой из нас способен понять, что был неправ и постараться исправить свои недостатки.
8) Следите за пониманием.
Нужно следить за тем, все ли правильно понимает Ваш собеседник. Используйте для этого вопросы. Переспрашивайте, понял ли он Вас. Таким образом Вы сможете понять человека.
9) Не навязывайте свое мнение.
Нельзя навязывать человеку свои установки, мнения, убеждения. У него есть право на возражение, принимать или отвергать Ваши замечания. Позвольте сотруднику самому решить проблемы, которые возникли.
10) Будьте спокойны.
Оставайтесь спокойным. Если человек увидит, что Вас что-то беспокоит, то Вы можете потерять свой авторитет перед ним.
Мы привели Вашему вниманию только
десять основных правил критики персонала. На самом деле таких правил критики достаточно много. Старайтесь использовать хотя бы эти основные правила критики и у Вас не возникнет проблем при общении с людьми. Ваш авторитет вырастит перед ними и Вы без затруднений сможете высказывать свое мнение по их поведению и недостаткам.