В этой статье вы получите ответы на вопросы где и в какой срок может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, какие документы необходимо представить в
регистрирующий орган и можно получить от него.
Основные понятия и определения
Регистрирующий орган - в настоящее время регистрация индивидуального предпринимателя возложена на Федеральную налоговую службу РФ в лице территориальных инспекций.
Срок государственной регистрации
Продолжительность процедуры регистрации установлена Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и составляет не более 5 рабочих дней.
На практике «не более 5 рабочих дней» означают ровно 5 рабочих дней, т.е. неделю. Не забывайте, что вы
открываете ип самостоятельно. Регистрирующий орган полностью использует отведенный законом срок, руководствуясь Письмом ФНС РФ от 21.04.2006 N ШТ-6-09/432@ «О недопустимости сокращения сроков» в связи с большим количеством ошибок сотрудников регистрирующего органа при регистрации.
Документы, подаваемые на регистрацию ИП
Перечень документов, представляемые в регистрирующий орган при регистрации предпринимателя:
1) подписанное будущим предпринимателем заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя по установленной форме (c 2011 года подпись заявителя заверяется у нотариуса, если документы направляются по почте или подаются через доверенное лицо);
2) копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если заявитель лично подает документы - простая копия, если документы направляются по почте или подаются через доверенное лицо - нотариально заверенная копия);
3) документ об уплате государственной пошлины (оригинал).
Иностранные граждане и лица без гражданства дополнительно представляют:
1) нотариально оформленный перевод паспорта на русский язык;
2) нотариально заверенную копию документа, подтверждающего право заявителя временно или постоянно проживать на территории РФ.
В случае, если в представленных документах с связи с плохим техническим исполнением нечетко прописана информация о месте регистрации (например, слишком бледный штамп, не позволяющий определить город), в регистрирующий орган дополнительно представляется справка о месте регистрации. Это может быть выписка из домовой книги.
Процедура государственной регистрации ИП
До настоящего времени было
два способа регистрации индивидуального предпринимателя:
1) Индивидуальный предприниматель лично (или его представитель по доверенности) приходит в регистрирующий орган с полным комплектом документов. При приеме ему выдается расписка в получении и назначается день выдачи. Строго в назначенный день следует прийти и получить документы. В противном случае, зарегистрированные документы будут отправлены по почте на домашний индивидуального предпринимателя;
2) Полный комплект документов отправляется по почте ценным письмом с описью вложения на адрес регистрирующего органа. Зарегистрированные документы будут отправлены по почте на домашний индивидуального предпринимателя.
В октябре 2007 года ФНС РФ изменила порядок регистрации ИП. Теперь получить документы непосредственно у регистратора (в Москве - ИФНС№46) можно только при личном присутствии гражданина, изъявившего желание стать индивидуальным предпринимателем, во время подачи документов на регистрацию. Во всех остальных случаях документы будут высланы по почте.
Учитывая качество и сроки доставки корреспонденции в РФ, а также участившиеся случаи опечаток и ошибок, допускаемых сотрудниками налогового ведомства, мы не рекомендуем без особой необходимости отправлять документы по почте.
Документы, выдаваемые регистрирующим органом
По истечении установленного законом срока, регистрирующий орган выдает либо мотивированный отказ, либо комплект документов, подтверждающих регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:
1) Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) Документ о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) - Свидетельство или Уведомление (если Свидетельство было выдано ранее);
3) Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Оригиналы этих документов надо бережно хранить. В любые учреждения представлять простые или нотариально заверенные копии. Восстановление регистрационных документов в случае их потери потребует от предпринимателя дополнительных временных и денежных затрат.
Регистрация кассового аппарата
Для осуществления расчетов с клиентами наличными, вам понадобится регистрация кассового аппарата. Процедура регистрации ККМ осуществляют территориальные налоговые органы, т.е. инспекция, на учете в которой вы поставлены как налогоплательщик. По времени регистрация ККМ занимает от двух недель до месяца.