Мелкие инвесторы никак
не могут оказать существенного влияния на движение цены, в отличие от крупных игроков, чьи многомиллионные депозиты способны сдвинуть его в нужном направлении. К разряду крупных игроков, прежде всего, относятся центральные банки. Не без помощи банков происходит глобальное перемещение средств между различными финансовыми институтами. Стоит знать, что политика, проводимая такими банками, достаточно сильно воздействует на рынок.
Например, центральный банк осуществляет операции на открытом рынке, являясь активным участником торгов, производя интервенции, обращается к изменению основной процентной ставки в целях осуществления его денежно-кредитной политики, производит изменение нормы обязательных резервов. Снижение норматива увеличивает темп эмиссии безналичных денег, а повышение — снижает денежную массу.
1. Центральные банки
1.1 Федеральная резервная система США
В1913 году Президент США Вудро Вильсон ввел в финансово-экономическую практику США такой финансовый институт, как Федеральная Резервная Система (FederalReserveSystem, FED),которая является Центральным Банком США, однако, в отличие от других центральных банков, имеет свои организационные особенности.
Федеральные Резервные банки имеют в общей сложности 25 филиалов (на 2003 г.) в важнейших промышленных и деловых центрах США. Каждый отдельно взятый Федеральный Резервный банк сам по себе играет важную роль в проведении и воплощении в жизнь определенной денежно-кредитной политики, несмотря на то, что руководство этими процессами в целом принадлежит Совету Управляющих ФРС. Во-первых, будучи членами Федерального Комитета по операциям на открытом рынке, пять из двенадцати президентов Федеральных Резервных банков принимают самое активное участие в разработке и определении задач и целей кредитно-денежной политики. Совет директоров Федеральных Резервных банков намечает и вырабатывает определенный на конкретный момент уровень банковских учетных ставок - один из основных параметров экономической системы, который представляется на рассмотрение и утверждение Совета Управляющих ФРС.
Основной целью деятельности Федеральных Резервных банков является не извлечение максимальной прибыли, а воплощение в жизнь экономическую действительность США определенной денежно-кредитной политики и руководство мно-гогранной финансово-экономической деятельностью Федеральной Резервной Системы.
Федеральный комитет открытого рынка (The Federal Open Market Committee, FOMC) - самый известный и очень важный комитет. Этот комитет ответствен за проведение кредитно-денежной политики ФРС и операции на открытом рынке, определяющие ставки по кредитам в банковской системе. Количество заседаний комитета в году должно быть не менее 8, проходят по вторникам и средам.
Бюджет ФРС, как независимой организации, составляется самой ФРС, однако он является приложением к федеральному бюджету и принимается к информации Конгрессом США.
На протяжении ряда лет ФРС удерживает незначительную часть доходов для увеличения собственного капитала.
Состояние дел по перечислению прибыли характеризуется следующими Цифрами:
450 млрд, дол, - активы ФРС;
4 млрд. дол. - первоначальный собственный капитал;
4 млрд. дол. - удержано добавочного в собственный капитал на протяжении ряда лет;
25 млрд. дол. - средний размер ежегодного дохода.
Проведение национальной кредитно-денежной политики - важнейшая функция ФРС. Суть кредитно-денежной политики - влияние на цену и доступность денег. Цена денег - это величина ставок по кредитам в финансовой системе страны. По-другому это иногда называют регулированием денежного спроса/предложения. Делается это для достижения оптимальных значений цены кредитных ресурсов в текущей экономической ситуации и создания оптимальных условий для развития экономики и повышения занятости среди трудоспособного населения, кроме того цена кредита влияет и на общий уровень цен в стране.
У кредитно-денежной политики существуют два аспекта: долгосрочный и краткосрочный:
Долгосрочный - это достижение максимального уровня производства и занятости населения. Все это на фоне ценовой стабильности.
Краткосрочный - это разрешение текущих вопросов, которые могут возникать при достижении указанных целей. В краткосрочной перспективе попытки достижения ценовой стабильности могут, например, вступать в противоречие с условиями максимальной занятости и максимального уровня производства. Это может быть связано с большими или, наоборот, маленькими урожаями, колебаниями цен на сырье, покупаемое на внешних рынках (нефть, например) и т. п.
ФРС может влиять на цену и на доступность кредитных ресурсов следующим образом:
а) путем установления уровня обязательных резервов для кредитных - учреждений;
б) проведением операций на открытом рынке и установления величины уровня процентной ставки (fundsrate);
в) определением величины учетной ставки (discount rate).
Объем обязательных резервов – это объем средств, которые коммерческие банки обязаны хранить на специальных счетах в Федеральных Резервных банках.
Эти решения могут приводить к изменению курса доллара по отношению к остальным мировым валютам. Если величина обязательных резервов уменьшается, то у коммерческих банков образуется больше свободных долларов. Что, в свою очередь, приводит, как правило, к увеличению предложения долларов на мировых валютных рынках, и, в полном соответствии с классической экономической теорией спроса и предложения, курс доллара уменьшается.
Это операции, проводимые ФРС с государственными ценными бумагами, эмитированными Министерством Финансов США. Целью этих операция является поддержание уровня процентной ставки, так называемой fundsrate, изменение величины которой самым непосредственным образом влияет на изменение курса доллара на мировом валютном рынке.
Изменение процентной ставки напрямую влияет на стоимость денег. Эта величина может быть изменена только на заседании Федерального Комитета Открытого Рынка. Как правило, решение об изменении величины fundsrate напрямую влечет за собой изменение курса доллара на мировом валютном рынке (повы-шение ставки приводит к росту курса доллара, и наоборот). Эти заседания проходят в Вашингтоне по вторникам и средам, и решение об изменении ставки выходит в 01:15 по Томскому времени.
1.2. Европейская система центральных банков
Европейская система центральных банков, ЕСЦБ - это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств - членов Европейского Союза (ЕС) и Европейского валютного союза (ЕВС, зона евро). Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса утверждения Европейских экономических и валютных структур.
Главной целью создания Европейской системы центральных банков является поддержание стабильности курса евро и цен в зоне евро. Понятие «стабильность цен» имеет количественное выражение. Совет Управляющих ЕЦБ периодически устанавливает инфляционные цели, которые должны выдерживаться.
Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи:
• Определение и проведение единой денежно-кредитной политики. Совет управляющих ЕЦБ определяет единую денежно-кредитную политику, которую Национальные центральные банки внедряют децентрализованным и гармоничным образом.
• Хранение и управление официальными валютными резервами стран-участниц, а также осуществление валютных операций.
Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-участниц ЕВС.
Согласно уставу ЕЦБ, национальные центральные банки должны передать ему (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд. евро.
Это считается необходимым для обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках ЕВС. Валютные резервы могут быть использованы Европейским центральным банком для проведения валютных интервенций, причем ему дано право самостоятельно принимать решения о проведении таких ин-тервенций. Это, однако, не означает, что ЕЦБ намерен добиваться установления каких-либо курсовых ориентиров в отношении любой чужой валюты, так как подобный подход может привести к противоречию с приоритетной задачей обеспечения стабильности цен. Тем не менее, Европейская система центральных банков оснащена техническими возможностями для интервенций на валютных рынках с целью противостоять чрезмерным или хаотичным колебаниям курса евро в отношении валют основных стран вне Европейского Экономического Сообщества. В конце 2003 - начале 2004 г. (период сильного роста курса евро) ЕЦБ активно применял угрозы интервенций и интервенции с целью остановить рост курса европейской валюты.
• Обеспечение правильного функционирования платежно-расчетных систем.
Для обеспечения успеха новой валюты на третьем этапе становления ЕВС крайне важно наличие эффективной технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база полезна для содействия формированию общих краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей зоне евро. Это предполагает, в свою очередь, создание системы, при посредстве которой основные крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня. Такая система была создана и получила название TARGET.
TARGET - это система межбанковских расчетов для евро, функционирующая в режиме реального времени.
Европейский Центральный Банк находится во Франкфурте на Майне, Германия. Самый молодой Центральный банк мира - он начал функционировать с 1 июня 1998 г. Несмотря на молодость этот банк обслуживает интересы второй в мире экономики - экономики Европейского союза .
ЕЦБ является неким подобием акционерного общества. Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности определен в размере 5 млрд. ЭКЮ (т. е. 5 млрд. евро - начиная с 1 января 1999 г.), в дальнейшем по решению руководства он может увеличиваться.
Основные функции ЕЦБ:
• адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;
• определение ключевых элементов кредитно-денежной политики, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.
Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Правление - претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.
В рамках выполнения задачи по определению и проведению единой кредитно - денежной политики ЕЦБ должен отслеживать ситуацию на денежных рынках ив случае необходимости влиять на них с целью недопущения резких изменений условий доступа к кредитным ресурсам. Как и в случае ФРС, ЕЦБ пользуется понятием открытого рынка, т. е. структурой, в рамках которой коммерческие и национальные банки могут предоставлять друг другу займы. Цена и условия кредита в рамках этой структуры и определяется политикой и действиями центрального банка.
На открытом рынке ЕЦБ использует четыре основных механизма выдачи и получения кредитов. Следует обратить внимание, что в этом случае он сам инициирует совершение сделки, если сочтет это необходимым.
Используя эти механизмы, центральный банк влияет на уровень ликвидности и цену кредита:
1. Основные операции по рефинансированию. Стандартные операции по выдачи кредитов коммерческим банкам сроком на две недели, проводимые еженедельно.
Изменение именно этой ставки и приводит к колебаниям валютных курсов. На весну 2004 г. ставка по рефинансированию равнялась 2%.
2. Долгосрочные операции по рефинансированию. Проводятся ежемесячно, кредиты выдаются на срок три месяца, на залоговой основе. В этом случае ЕЦБ реже вмешивается в ситуацию, чтобы не давать рынку сигналов о возможном изменении ставок в будущем, и стоимость кредита в рамках данного механизма может отличаться от ставки в случае основных операций по рефинансированию.
3. Сглаживающие операции. Операции по добавлению в финансовую систему или удалению из нее денежных средств. Про-водятся при возникновении непредсказуемых колебаний уровня ликвидности. Для большей оперативности влияния на рынок могут выполняться самим ЕЦБ. Для проведения используются все доступные для национальных центральных банков механизмы, а не только залоговые.
4. Структурные операции. Проводятся в случае необходимости изменения структуры финансовой позиции ЦБ против остальной части финансового сектора страны. При этом могут использоваться как кредитные операции на основе тендеров, так и транзакционные сделки на двусторонней основе. Практически не оказывают влияния на валютный рынок.
1.3. Банк Англии
Банк Англии (в узких банковских кругах известен под кличкой «Старая Леди») был создан в 1694 г. Некто Уильям Патерсон предложил правительству, сильно нуждавшемуся в деньгах, выпустить заем на 1 200 000 фунтов, подписчики которого стали бы акционерами банковской компании Bank of England.
В 1997 году правительство Великобритании полностью возложило на него (совместно с министерством финансов) ответственность за установление процентных ставок и их соответствие правительственным инфляционным ориентирам.
Совет Директоров должен проводить свои заседания не реже одного раза в месяц, и в его компетенцию входят все вопросы управления банком, кроме вопросов кредитно-денежной политики, которыми занимается специальный Комитет по кредитно-денежной политике (The Monetary Policy Committee, MPC).
Банк имеет следующие рабочие подразделения:
1. Анализа и статистики - проводит изучение и анализ текущей экономической и финансовой ситуации, исследования в области перспектив развития мировой и отечественной экономик.
2. Операций на финансовом рынке - проводит операции на основных финансовых рынках, включая FX, поддерживает необходимый уровень процентных ставок, как агент Минфина управляет золотовалютными резервами.
Официально обозначенные цели и задачи деятельности Банка Англии:
1. Поддержание стабильности курса и покупательной способности национальной валюты. В основном эта цель обеспечивается проведением соответствующей политики процентных ставок, т. е. путем регулирования «цены денег» (кре-дита) и подразумевает поддержание ценовой стабильности в стране.
2. Поддержание стабильности финансовой системы, как отечественной, так и мировой. На банк возложена функция наблюдения за процессами во внутренней и мировой финансовых системах, чтобы понимать перспективы их развития.
3. Обеспечение эффективности финансового сектора Великобритании.
МРС (Monetary Policy Committee) - комитет по кредитно-денежной политике, самый важный комитет, с точки зрения влияния принимаемых им решений на экономику страны. Он ответствен за установление процентных ставок. Деятельность комитета по кредитно-денежной политике в значительной степени подчинена решению задач по обеспечению стабильности курса и покупательной способности национальной валюты. Политика комитета в отношении процентных ставок должна поддерживать ценовую стабильность и способствовать успешному выполнению правительственной экономической политики, включая ее цели в области экономического роста, занятости и удержания инфляции на уровне установленного значения .
В случае, когда этого требуют высшие интересы государства, правительство может, по согласованию с парламентом, вмешиваться в дела комитета и устанавливать процентные ставки. Комитет заседает ежемесячно, обычно по первым четвергам месяца. Решение по процентным ставкам объявляются всегда немедленно, в первый рабочий четверг, следующий за первым рабочим вторником 18:00 по Томскому времени.
Financial Stability Committee – комитет по финансовой стабильности. Деятельность комитета способствует решению второй главной задачей Банка Англии - поддержанию стабильности национальной и международной финансовых систем.
Поддержание стабильности и необходимой стоимости национальной валюты является одной из главнейших задач, поскольку ее успешное решение автоматически приводит к ценовой стабильности и развитию благоприятных условий для не инфляционного экономического роста. Решается в основном путем проведения определенной кредитно-денежной политики, что означает изменение процентных ставок в ту или иную сторону в зависимости от текущей ситуации.
Основной процентной ставкой, используемой Банком для влияния на финансовые рынки и проведения кредитно-денежной политики, является ставка repo, в 2003 г. равнялась 3,75% годовых. Это ставка, по которой банк Англии предлагает кредиты по схеме repo, т. е. Банк покупает у своих контрагентов различные активы, число которых ограниченно и заранее известно с условием продать их им обратно через оговоренный срок.
Таким образом, контрагенты Банка получают необходимые им деньги и поддерживается ликвидность рынка.
Операции Банк проводит два раза в день - в 9:45 и 14:20 по Лондонскому времени. Если спрос на деньги не удовлетворен, что может привести к повышению цены денег на кредитном рынке
(т. е. увеличению ставок по кредитам), то проводятся еще две операции - в 3:30 и 4:20, но поставкам, превышающим официальные. В 4:20 банки могут получить еще и однодневные кредиты по ставкам ниже официальных.
Величиной, которая характеризует уровень ставок на межбанковском рынке, является ставка LIBOR (London Inter-Bank Offered Rate). Представляет собой среднее значение ставок крупнейших английских банков, по которым эти банки дают друг другу необеспеченные кредиты.
Вопросами, связанными с рынком FOREX в Англии, занимается Объединенная комиссия по FOREX, созданная в 1973 г. под патронажем Банка. Комиссия является своего рода «круглым столом», где обсуждаются текущие вопросы, для представителей крупнейших операторов мирового валютного рынка (банки, компании, представители бирж и т. д.).
Банк Англии производит операции на валютном рынке для своих клиентов, для влияния на обменный курс фунта, если это необходимо, и для получения прибыли. Кроме того, торговля на валютном рынке осуществляется Банком со счета министерства финансов, где хранятся валютные резервы, в рамках задачи по управлению этими резервами.
1.4. Центральный банк Японии
Расположен в Токио и имеет 32 отделения по стране и 6 отделений в наиболее экономически важных для Японии других странах. Банк является независимым в своих действиях от прави-тельства, но должен обмениваться взглядами на кредитно-денежную политику и координировать свои действия с ним. По закону о Банке Японии, банк имеет собственный капитал в размере 100 миллионов йен.
В отличие от большинства Центральных Банков других стран, Банк Японии не имеет специальных органов по принятию решений в области кредитно-денежной политики. Практически все важнейшие решения принимаются на заседаниях Совета. Это решения по основным вопросам кредитно-денежной политики, установление величины процентных ставок, обязательных резервов, вопросы контроля за ситуацией на финансовых рынках, вопросы определения основных направлений в области финансового контроля за деятельностью банковской системы и многое другое. Заседания Совета, посвященные вопросам кредитно-денежной политики так и называются: Совещание по вопросам кредитно-денежной политики (МРМ).
Бюджет Банка предлагается Банком на одобрение в Министерство финансов и принимается только после его одобрения.
Официально установленные основные функции Банка Японии:
1. Проведение кредитно-денежной политики, направленной на поддержание ценовой стабильности и стабильности финансовой системы в целом и выпуск банкнот.
2. Проведение валютного и кредитно-денежного контроля, надзор за распределением денег в банковской системе с целью обеспечения ее эффективного функционирования.
Банк должен подробно освещать и объяснять широкой общественности смысл и цели своих основных решении и действий.
Банк Японии, проводя свою кредитно-денежную политику, также, как и другие центральные Банки, влияет на соотношение спроса/предложения кредитных ресурсов, т. е. на «цену» денег. Для этого он может вмешиваться во все процессы, связанные с получением/выдачей кредитов на финансовом рынке и влиять на ситуацию с любым финансовым инструментом, который исполь-зуется в японской финансовой системе.
Политический Совет Банка, согласно закону о Банке, ответствен за установление и изменение ставок по всем видам финансовых инструментов. К ним относятся ставки по различным видам кредитов, ставки по принятию под залог различных ценных бумаг, определение правил получения кредитов и получения залогов за выданные кредиты, размеры резервных отчислений со стороны коммерческих банков и многое другое. Сразу необходимо заметить, что изменения ставок по различным финансовым инструментам практически не сказывается на курсе японской валюты на мировых рынках.
Основным параметром, изменением которого Банк Японии достигает своих целей в кредитно-денежной политике, является величина дисконтной ставки (discountrate). В начале 90-х годов 20 века она составляла 6% годовых. Затем вследствие сильного падения внутреннего спроса и ряда других причин экономика Японии вступила в полосу дефляции, т. е. падения уровня цен, сопровождаемого и обусловленного падением внутреннего спроса. Для борьбы с этими явлениями в Японии с начала 21 века проводится политика «практически нулевых процентных ставок». При проведении такой политики начинается отток денег из различных срочных финансовых инструментов в наличные (держать деньги на счетах кредитно-денежных учреждений не имеет смысла с точки зрения начисления процентов), что должно приводить к стимуляции спроса на товары и услуги.
В силу вышеизложенного величина ставки в Японии начиная с 2001 г. и по настоящее время держится на уровне 0,1 % годовых. Соответственно, государственные ценные бумаги Японии со сроком погашения 10-20 лет имеют доходность 2-3% годовых. Окончания такой политики пока не видно, поэтому величина этого вида ставок также практически не оказывает влияния на курс национальной валюты.
Тем не менее, ЦБ Японии очень часто пытается воздействовать на курс йены. В силу огромного значения экспорта для экономики страны подорожание йены против остальных мировых валют, и особенно доллара, является крайне нежелательным. В отсутствие по возможности использовать такой инструмент, как процентная ставка, непосредственное влияние на курс своей валюты центральный банк страны оказывает путем проведения вербальных (словесных) и реальных интервенций (угроза или реальные покупки/ продажи национальной валюты на мировых рынках с целью изменения курса). ЦБ Японии, в отличие от центральных банков других крупнейших мировых держав, осуществляет реальные интервенции достаточно часто. В течение 2002-2003 гг. можно было отметить как минимум десять подтвержденных интер-венций. В результате Япония обладает вторыми в мире золотовалютными резервами после Китая.
Как правило, проведение таких акций согласуется с министерством финансов. Наибольшее воздействие на рынок оказывают интервенции, проводимые совместно с центральными банками других стран. Следует также обращать внимание на выступления официальных лиц в средствах массовой информации, которые могут носить характер вербальной ин-тервенции.
Повлиять на курс йены могут выступления Управляющего Банка Японии. Часто большую роль в вопросе влияния на курс йены играет министерство финансов.
В заключение о Центральных Банках следует отметить, они оказывают существенное влияние на курс валюты, т.к. они имеют большие депозиты по сравнению с другими участниками рынка. Денежно-кредитная политика Центральных Банков похожа и направлена на поддержание стабильности и необходимой стоимости национальной валюты. Это достигается путем изменения процентной ставки, регулирования уровня обязательных резервов и изменением учетной ставки. Оглашение решений влечет за собой резкое изменение валютного курса.
2.1. Влияние фондов
Хеджевые, инвестиционные, страховые, пенсионные фонды оказывают определённое влияние на долгосрочные прогнозы динамики валютных курсов. Эти фонды инвестируют значительные средства в валюту. Используя свои значительные валютные ресурсы, они могут задать движение курса в определённом направлении на значительный период времени. Управление ресурсами фондов возлагается на менеджеров фонда (fund managers). Это люди, которые являются профессионалами в данной сфере.
Согласно своим принципам работы менеджеры фондов используют долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные позиции. В их распоряжении находятся различные методы анализа валютного рынка (фундаментальный, технический, компьютерный, психологический, а также анализ взаимосвязанных рынков). Это позволяет им принимать грамотные решения.
Собирая и обрабатывая полученную информацию менеджеры делают прогнозы различных событий, для того чтобы не упустить момент открыть позиции в нужном направлении. Такая деятельность направлена на опережение текущих событий.
Пытаясь представить цельную картину валютного рынка, менеджеры выявляют тенденции развития. Далее выбирается дальнейшее направление торговли и используемые инструменты. Абсолютно точного результата невозможно получить ни одним из методов анализа. Но не стоит забывать, что у фондов есть такие преимущества как отработанная система торговли и значительные ресурсы. Это позволяет им не только влиять на определённые курсы, но и самим создавать, усиливать и проводить коррекцию довольно сильных трендов.