SWOT-анализ — это быстрая диагностика организации для определения сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей и внешних угроз.
• S (Strengths) — Сильные стороны. Преимущества организации — опыт, ресурсы, передовые технологии, квалифицированный персонал, известность марки и т. д.;
• W (Weaknesses) — Слабые стороны. Недостатки организации — низкий уровень сервиса, недостаток финансирования, узкий ассортимент и т. д.;
• (Opportunities) — Возможности. Внешние факторы, обеспечивающие преимущество организации на рынке — при проведении SWOT-анализа следует учитывать только те возможности, которые может использовать ваше предприятие (рост спроса на вашу продукцию, спад объемов у конкурентов);
• T (Threats) — Угрозы. Внешние факторы, угрожающие положению организации на рынке — рост налогов, сокращение доходов у населения и т.д.
Проведение SWOT-анализа дает возможность проанализировать и систематизировать полученную информацию и принять решение о дальнейшем направлении ведения бизнеса.
Проведение SWOT-анализа заключается в заполнении так называемой «матрицы SWOT-анализа», в ячейки которой вписываются соответствующие данные (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).
Теперь, когда сущность SWOT-анализа понятна, рассмотрим
SWOT-анализ на примере предприятия:
1. Выявляем сильные и слабые стороны предприятия, для чего следует определить перечень параметров (организация, производство, финансы, маркетинг, инновации), оценить каждый и внести соответствующие выводы в матрицу SWOT-анализа. Будет достаточно указать по 5-10 сильных и слабых сторон.
2. Определяем рыночные возможности и угрозы по схеме, аналогичной предыдущей. Рассматривая
SWOT-анализ на примере предприятия, возьмем за основу следующие параметры оценки: факторы спроса, сбыта, конкуренции; экономические и научно-технические показатели; политические и правовые аспекты; социально-культурные и социально-демографические факторы; международные факторы, а также природные и экологические факторы.
Затем составим вторую
матрицу SWOT-анализа и выделим из нее самые важные для вашего предприятия возможности и угрозы. Выберите 5-10, ответив на два вопроса: «Высока ли вероятность того, что это произойдет?», «Как это повлияет на наше предприятие?». Заполнив эту матрицу, вы получите картину преимуществ и недостатков своего бизнеса, ожидающие его перспективы и возможные препятствия на пути развития.
3. Сопоставление данных двух полученных матриц. В результате этого вы сможете определить основные направления развития вашего бизнеса и увидеть основные проблемы, требующие срочного решения.
Информация для SWOT-анализа уже имеется на вашем предприятии, требуется лишь сортировка и анализ данных, для чего могут быть привлечены несколько сотрудников из разных отделов.
Сведения о возможностях и угрозах рынка можно получить из следующих источников:
• маркетинговые исследования и обзоры;
• данные Госкомстата (численность населения, уровень рождаемости и т. д.);
Итак, при рассмотрении
SWOT-анализа на примере предприятия становится очевидно, что его суть сводится к заполнению матрицы на основе соответствующих данных. Сопоставление их между собой позволяет определить необходимые действия для развития организации. Также
проведение SWOT-анализа на предприятии позволяет увидеть, какие ресурсы следует использовать, чтобы достичь максимальной эффективности.