Не смотря на то, что многие сегодня не считают бизнес-план важным документом в работе предприятия, часть предпринимателей все же ценят его важность и желают постичь тонкости составления бизнес-плана.
Предназначение
До сих пор отдельная категория предпринимателей воспринимают бизнес-план, как пережиток командно-административной экономики. Но на самом деле он нужен только самому предприятию, потому что позволяет понять, в какой экономической ситуации оно находится, и куда движется. Бизнес-план предназначен для целого ряда сотрудников.
1. Менеджеров, которые руководствуются им во время работы.
2. Собственников, которые с его помощью руководят работой менеджеров.
3. Инвесторов, которые знакомятся с тем, куда вкладывают средства.
4. Деловым партнерам.
Принципы составления бизнес-плана
Если вам необходимо составить правильный и эффективный бизнес-план, вам надо руководствоваться рядом принципов составления бизнес-плана. В нем должна присутствовать такая информация:
1. Подтверждение востребованности продукции или услуги (опытные образцы, отзывы покупателей и т.д.).
2. Отражение потребностей инвесторов (надо учесть, что они планируют получить обратно свои средства за 3-5 лет).
3. Права на продукцию или услуги (патент, торговый знак).
Также существует ряд ошибок, которые допускают собственники, складывая бизнес-план:
1. Излишняя концентрация на услуге или продукции, без учета особенностей и потребностей рынка.
2. Самонадеянные прогнозы и проекты. В любой сфере существуют свои принципы развития рынка, которые дают основания к планированию работы и перспектив. Как правило, инвесторы в курсе этих особенностей. И если они видят, что предполагаемые прогнозы составлены без учета этих особенностей, это убедит их в том, что содержание бизнес-плана не соответствует реальному положению вещей.
3. Излишняя специализация. Продукция узкой специализированной направленности, а также такая, которая после покупки требует дополнительной настройки под покупателя.
4. Рассредоточение внимания на различные смежные направления.
Содержание бизнес-плана
Принципы составления бизнес-плана предполагают реализацию двух основных целей: проанализировать текущее положение компании и перспективы ее развития, а также представление ее в выгодном для инвестирования свете.
Для этого техника составления бизнес-плана подразумевает изложение информации в таких основных разделах:
1. Резюме – изложение сути проекта, описание состояния компании, предлагаемых нею услуг или продукции, целевой аудитории, финансовых прогнозов, целей, а также выгод для инвестора.
2. Фирма – детальное описание краткосрочных и долгосрочных целей, состав и задачи руководства компании, а также ее нынешнее состояние.
3. Рынки и конкуренция – кто и почему станет покупать услуги или продукцию. В этом разделе тонкости составления бизнес-плана требуют детального описания всего рынка данной сферы, преимущества от предлагаемой продукции или услуги, спрос на нее в будущем, а также часть рынка, которую планируется занять, что для этого необходимо, предполагаемый объем продаж, стратегии и риск на рынке.
4. Продукция. Раздел должен быть лаконичен и меньшим по объему, чем предыдущий. Техника составления бизнес-плана предполагает указание примеров использования услуги или продукта, их соответствие стандартам, их преимущества, состояние, патенты и прочее.
5. Сбыт. Обоснование цены продукта, сравнение с другими аналогами, а также методы сбыта, затраты на его организацию, стратегия планирования цен.
6. Производство. Тонкости составления бизнес-плана в этом случае заключаются в то, чтобы продемонстрировать незатратность и эффективность требуемых вложений. Здесь описывается необходимое оборудование и площади, что надо закупать, а что будет делаться самостоятельно, источники сырья, технологии производства, контроль качества и штат сотрудников.
7. Финансы фирмы. В этом разделе описываются финансовое положение фирмы, а также его развитие, прогноз, количество акций и акционеров.
8. Инвестиции. Обоснованные суммы для вложения в развитие фирмы, а также в какой срок они окупятся.
9. Дополнительная информация. Информация о руководстве, сотрудниках и т.д.
Техника составления бизнес-плана предполагает и привлечение разного рода консультантов по стратегическим, финансовым, кадровым, экономико-экологическим вопросам, а также вопросам по управлению производством, маркетингом, сбытом, IT, управлению проектом. Также сегодня можно составить такой документ на основе специальных программ, в которых уже заложены все тонкости составления бизнес-плана.