Управление персоналом — это деятельность по руководству людьми, которая направлена на достижение коллективных целей организации путем использования опыта, таланта и труда сотрудников, учитывая их удовлетворенность трудом.
Еще несколько лет назад управление персоналом рассматривалось как регламентированный набор мер взаимодействия между работодателем и сотрудниками. Сейчас основой является атмосфера сотрудничества, уделяется внимание удовлетворенности персонала, достижению таких целей, как лояльность потребителей, рентабельность, сокращение издержек.
Атмосфера сотрудничества подразумевает — взаимодействие сотрудников в небольших рабочих группах, стремление к удовлетворению потребностей клиентов, ориентация на достижение бизнес-целей, передача ответственности лидерам в рабочих группах.
В настоящее время наблюдается тенденция к разделению понятий «человеческие ресурсы» и «кадровый потенциал», точнее, к разному восприятию руководителем этих понятий.
В современных организациях управление персоналом включает в себя — планирование штата сотрудников, составление
штатного расписания и подготовку должностных инструкций, подбор квалифицированных сотрудников, контроль качества работы, разработку системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, аттестацию сотрудников, мотивацию (оклад, премии, льготы, повышение).
Современная управленческая практика отличается инновационными моделями менеджмента, ориентированными на реализацию трудовых и творческих возможностей работников в полном объеме для достижения успеха предприятия и удовлетворения личных потребностей.
В развитых странах выделяются несколько моделей
управления персоналом — рамочное, партисипативное, предпринимательское, по целям, посредством мотивации, на основе делегирования.
Мотивационное управление персоналом базируется на изучении личных целей и интересов сотрудника, и выбора в соответствии с ними эффективной мотивационной модели, взаимосвязанной с целями предприятия. Этот метод ориентирован на реализацию социальных программ для сотрудников и укрепление психологического климата.
Рамочное управление дает простор для роста самостоятельности работников и ответственности в принятии решений, а также повышает уровень коммуникации на предприятии.
Управление на основе делегирования — наиболее продвинутая система управления, при которой работники наделяются правом самостоятельного принятия решений.
Предпринимательское управление ориентировано на развитие предпринимательской активности внутри сообщества новаторов и творцов.
В современной управленческой культуре происходит постоянный обмен существующими и поиск новых идей и моделей управления персоналом. Ведь то, что принимается и успешно работает в одной организации, может быть абсолютно неэффективным в другой.
От эксплуатации труда государством (СССР) через концепцию управления персоналом менеджмент предприятия пришел к концепции управления человеческими ресурсами, в которой сотрудник не элемент структуры, а главный ресурс и ценность организации. Современная модель управления персоналом определяет сотрудника как важнейший элемент процесса производства с одной стороны, и как личность с мотивами, ценностями и потребностями — с другой.