Любой руководитель мечтает, чтобы его предприятие процветало, расширялось, приносило прибыль, имело благоприятное общественное мнение о своей продукции. В реальной жизни трудно встретить такое идеальное предприятие. На практике замечательные замыслы руководителей сталкиваются с пресловутой проблемой «человеческого фактора». Из всех условий, необходимых для ведения бизнеса: благоприятной бизнес-среды, наличия доступа к капиталу, необходимой инфраструктуры и ресурсов, - именно качество трудовых ресурсов на предприятии является определяющим фактором его развития.
В связи с тем, что отсутствие должного внимания к трудовым ресурсам может создать трудности в работе предприятия, в системе менеджмента возникло
управление персоналом, как вид деятельности. Если в плановой экономике при социализме кадровые работники занимались учетными и контрольными функциями, то в современной экономике для управления человеческими ресурсами необходимо выполнять такие профессиональные роли как:
-
«кадровый стратег», как правило, вице-президент по управлению персоналом, – разрабатывает и реализует кадровые стратегии предприятия;
-
«руководитель службы управления персоналом» - организует и контролирует работу кадровых подразделений;
-
«кадровый технолог» - разрабатывает и реализует творческие подходы и специальные технологии в области управления персоналом;
-
«кадровый инноватор» - разрабатывает экспериментальные, инициативные или пилотажные проекты, требующие тщательной проработки, прежде чем они получат распространение в практике кадрового менеджмента организации.
-
«исполнитель» - осуществляет оперативную кадровую работу;
-
«кадровый консультант» - эксперт в области определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием кадрового потенциала предприятия.
От специалиста по управлению персоналом требуются особые личностные качества: способность устанавливать и поддерживать контакты людьми, чутко слушать людей и понимать их состояние, оказывать на них влияние, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность. Обязательно требуется деловая этика, добросовестность, ориентация на командную работу и преданность компании.
На каждом предприятии можно выделить не менее трех уровней управления:
- уровень управления собой и своей работой,
- уровень управления подразделением предприятия или группой работников,
- уровень управления персоналом всей организации.
В системе управления персоналом субъект управления (администрация, кадровый менеджмент) воздействует на объект управления (персонал предприятия) с тем, чтобы персонал выполнял стратегические и тактические задачи компании.
При этом на практике применяются три вида управления персоналом:
- административный (организационный или организационно-распорядительный),
- экономический,
- социально-психологический.
Как правило, эти виды
управления персоналом применяются комплексно.
С административным видом управления связаны методы принуждения, основанные на требованиях к работникам соблюдать дисциплину и выполнять директивы, законы, планы, приказы. Стиль руководства при административном управлении, как правило, авторитарный. От работников требуется исполнительность и организованность. Управленческие решения принимаются на основе нормативно-методических документов. Такой вид управления персоналом применяется, в основном, на предприятиях с государственной формой собственности, в органах государственной власти.
Административный вид управления предусматривает выполнение следующих функций:
- планирование и управляющее воздействие сверху – вниз,
- создание и своевременное сообщение исполнителям нормативных и распорядительных директив,
- проведение инспекции деятельности всех подразделений и сотрудников в целях контроля и устранения препятствий к выполнению распоряжений руководства.
Экономический вид управления персоналом предполагает применение методов побуждения, которые помогают повысить уровень заинтересованности работников в создании конкурентных преимуществ компании на рынке. Этот вид управления больше характерен для предприятий
частного бизнеса. Особенность управления здесь заключается в воздействии на мотивацию сотрудников. Управленческие решения принимаются на основе моделирования и комплексного обоснования процессов в бизнесе.
Экономический вид управления предусматривает выполнение функций:
- экономическое стимулирование персонала,
- подбор профессионалов для выполнения соответствующих задач,
- моделирование процессов совершенствования кадрового потенциала,
- стимулирование рационализации и творческой инициативы у сотрудников.
Социально-психологический вид управления персоналом основан на применении методов убеждения сотрудников и нацелен на достижение взаимопонимания лично с каждым из них. Такие методы чаще применяются на предприятиях с чаcтной формой собственности, им соответствует демократический стиль руководства. Управленческие решения, принимаемые при таком стиле, основываются на интуиции и опыте руководителя, их принимающего.
Особенности этого вида управления предусматривают выполнение таких функций, как:
мониторинг социально-психологических процессов,
моделирование социально-психологических процессов,
анкетирование и тестирование персонала,
применение психотехнологий,
моральное стимулирование.
В зависимости от размеров компании, ее задач и целей кадровый менеджмент осуществляет следующие
стратегии управления работниками:
- ориентация на кадровые ресурсы предприятия – планируется перемещение специалистов внутри фирмы, повышение квалификации специалистов на производстве,
- прием готовых специалистов – определяется потребность в специалистах, осуществляется поиск и подбор кадров,
- выполнение всей работы высококвалифицированными работниками – определяется потребность в кадрах соответствующей квалификации,
- прием большого количества специалистов средней квалификации – составляется план приема специалистов с описанием задач и функций,
- ориентация на индивидуальную работу профессионалов – проводится поиск специалистов с конкретной компетенцией (проводится по необходимости),
- командная работа - составляется план набора команды в соответствии с целями проекта.
В каждой стратегии управления работниками применяется соответствующее стимулирование труда работников.
Существуют различные
модели построения системы управления персоналом организации. Основными из них являются:
- интегрированная модель - вопросы управления персоналом решаются в рамках ответственности, возложенной на менеджеров подразделений;
- модель с делегированными функциями - регулярно выполняемые рутинные задачи в системе управления персоналом, переданы в руки специалистов, имеющих низкий статус, в то время как право принимать решения остается за менеджерами;
- модель получения консультаций и поддержки - организации пользуются услугами опытных экспертов по системе управления персоналом. Руководи-
тель может получить квалифицированную консультацию, для принятия конкретного решения.
В каждой из моделей систем управления персоналом кадровый менеджмент добивается того, чтобы на предприятии работали обученные продуктивные сотрудники, чтобы они были оформлены в соответствии с законодательством, чтобы своевременно оформлялась кадровая документация, и поступали отчеты в контролирующие органы, чтобы руководители получали точные сведения о состоянии деятельности подразделений компании и могли своевременно принимать управленческие решения.
Таким образом, если кадровый менеджмент компании обеспечит подбор сотрудников, способных безопасно и качественно производить продукцию предприятия, то мечта руководителя о том, чтобы идти на работу с радостью, станет реальной. Для этого требуется освоить виды управления персоналом и применять их в комплексе.