Как правило, конфликт воспринимается нами как что-то негативное, и мы стараемся всячески его избегать. Однако
конфликтные ситуации не так плохи, как кажутся, ведь являются стимулом к дальнейшему развитию как человеческой личности, так и целого народа, а иногда даже и государства.
Конфликты разнообразны, но суть их одна
Существует множество разновидностей конфликтов, но суть их одна.
Конфликт – это противостояние двух имеющих какие-либо противоречия сторон, и противостояние это направлено на то, чтобы преодолеть данные противоречия. С точки зрения философии, конфликт есть отдельный случай противоречия, когда последнее достигает своей апогеи.
Конфликтные ситуации пронизывают все сферы человеческой жизни – экономическую, социальную, политическую и многие другие, поэтому данную проблему нельзя оставлять без внимания.
Конфликт всегда является способом получения истины. Таким образом конфликтующие стороны, высказывая по очереди свои точки зрения по спорному вопросу, пытаются понять, кто же из них прав. Именно это и является смыслом конфликта. Да, спор является более мягкой формой взаимодействия людей в случае решения данной проблемы, но когда спорящие люди переходят за рамки дозволенного в конструктивной беседе, и рождается конфликт.
Пытаться самостоятельно подавить конфликт нежелательно, так как это чревато расхлёбыванием последствий необдуманных решений.
Если же конфликт стараться избежать, обе стороны так же будут страдать из-за возможной недосказанности, что, опять же, никому не пойдет на пользу.
Конфликт бывает необходим для того, чтобы достичь истины в спорном вопросе.
Основные источники возникновения напряженности во взаимоотношениях часто следующие.
Существует множество причин, по которым возникает недопонимание между людьми, и как следствие, отношения могут стать довольно натянутыми. Например:
• Противоположные интересы, обида на какое-либо высказывание или действие одной из сторон, чувство зависти, незнание культуры общения в обществе.
• Раздражение из-за нерадивости работников.
• Разные характеры.
• Сложности в общении с людьми.
• Стрессовые ситуации.
В различных ситуациях и
причины возникновения и развития конфликтов различны. Ситуация может как способствовать конфликту, так и задерживать его развитие, ставя разрешение сложившихся противоречий в определенные рамки.
Одной из главных причин конфликтов являются различия между людьми. Если говорить конкретнее, то это следующие факторы:
• Различия в мировосприятии.
• Различные отношения людей к выполнению своих обязанностей.
• Разногласия в понимании сути выполняемой работы.
• Осведомленность и подготовленность к выполняемой работе.
• Различные интересы.
• Наличие несовместимых черт характера.
Все люди разные, и это факт. Пусть и говорят, что при рождении все мы одинаковые, но в процессии социализации выясняется, что это далеко не всегда так. Рассмотрим некоторые типы конфликтных личностей.
Основные типы конфликтных личностей
Демонстративный. К данному типу, как правило, относят холериков. Таких людей хлебом не корми, дай только конфликт какой-нибудь создать. Холерики имеют завышенную самооценку, и стремятся подобным способом привлечь к себе дополнительное внимание.
Холерики любят ощущать собственное превосходство. Они чувствуют себя как нельзя лучше, если все внимание сконцентрировано именно на них. Они живут по принципу – как ты относишься ко мне, так и я к тебе буду относиться. Холерик с легкостью может организовать поверхностный конфликт, и с такой же легкостью разрешить его, получив при этом массу удовольствия. Ведет себя эмоционально и умеет грамотно приспособиться к любым ситуациям. Свою деятельность особо не планирует, да и не представляет, как планы применяются на практике. Холерик не будет стараться уйти из конфликта, напротив, охотно в него втянется, и даже будет стараться извлечь из него максимальную выгоду.
Ригидный (косный). Данный тип людей сложно воспринимает изменения различных обстоятельств и ситуаций, сложно воспринимает чужое, отличное от его, мнение и чрезмерно обидчив, а также подозрителен.
Ригидная конфликтная личность обладает
завышенной самооценкой, прямолинейна и неспособна на компромиссы. Часто требует подтверждать ее значимость, и прислушиваться к ее мнению во всех вопросах. К точкам зрения других людей относится скептически, с их мнением абсолютно не считаясь. Если в поле зрения заметна какая-либо несправедливость, не может спокойно сидеть на месте, не встряв и не разрешив ситуацию.
Педант. Всегда прямолинеен, исполнителен, пунктуален. Не терпит просчетов, ужасный зануда и придира. Предъявляет очень высокие требования к себе и окружающим. Очень тяжело переживает собственные неудачи, а также критику со стороны других людей, может даже страдать бессонницей, мигренью, и другими заболеваниями. Данный тип всегда ведет себя сдержанно и старается как можно дольше откладывать конфликт, тормозя его развитие.
"Бесконфликтный". Такой человек всегда будет бежать от конфликта, сознательно перекладывая ответственность на других. Не имеет никаких принципов. Впоследствии конфликт возвращается к нему как бумеранг, при этом увеличивши свои масштабы и последствия в разы.
"Танк". Танк рвется напролом, не обращая внимания на чужие желания и чувства. Такой человек:
• Уверен, что прав всегда и во всем. Неисправимый эгоист.
• Считает, что окружающие всегда обязаны потакать его прихотям.
• Терпеть не может, если кто-то сомневается, что он прав.
• На первое место ставит свою репутацию.
• Самовлюблен.
• Излишне подозрителен. Если слышит какую-то шутку или ироничное высказывание, каким-либо образом соприкасающееся со сложившейся ситуацией, сразу резко меняет свое настроение и становится агрессивным, боясь за свою репутацию и достоинство.
• Если вы начнете доказывать свою правоту, то очень быстро поймете, что зря все это время пытались. Все ваши аргументы будут отторгнуты, более того, есть шанс прослыть невоспитанным и невежественным человеком, так как все окружение «танка», будет как один, ему поддакивать.
• «Танк» людей ни во что не ставит, они лишь средство для выполнения его прихотей.
Эта конфликтная личность не терпит выпадов в свою сторону, и защититься вам будет крайне сложно. Однако существует несколько рекомендаций, которые помогут поставить «танка» на место.
Основные рекомендации:
• Следует придерживаться своей точки зрения.
• Всем наплевать на ваши логичные доводы и аргументацию.
• В случае перехода на личности следует поставить оппонента на место, и прекратить дальнейшее общение.
• В некоторых аспектах вопроса можно согласиться, но свою точку зрения следует сохранить. При этом ни в коем случае нельзя обвинять или оскорблять противоположную сторону.
Держать оборону в данном случае особенно сложно, так как такие люди привыкли давить на личность и подчинять себе окружающих.
"Пиявка". Этот тип что-то вроде энергетического вампира. Он вас не оскорбляет и не унижает, ведет себя достаточно спокойно и нейтрально, но при этом после общения с ним вы чувствуете резкое ухудшение настроения, могут начаться головные боли и другие признаки усталости и морального истощения.
• Понятия не имеет о том дискомфорте, который приносит собеседнику. Он общается, общение ему приятно, и, по его мнению, должно быть приятно и вам.
• Пиявка всегда довольна собой, даже если в общении вела себя довольно пассивно. Она уделила вам свое драгоценное внимание, и поэтому она молодец.
• Пытается втянуть собеседника в свои переживания и проблемы, вытягивая из него последние соки.
Как с этим бороться:
• В конце разговора поделитесь своим состоянием и ощущениями, расскажите, как все это менялось на протяжении разговора.
• Не осуждайте. Просто расскажите, как есть, о вашем самочувствии.
"Вата". Вам может показаться, что «вата» - очень ответственный и сговорчивый человек. Однако, это совсем не так. Он много говорит, может бесконечно обсуждать планы, но при этом вата берет на себя какую-нибудь важную работу, а потом не делает ее. Придумывает множество отговорок и оправданий, которые выглядят крайне неправдоподобно. Если собирается сорвать срок работы, то никогда не предупредит вас об этом.
Указать ему на его недостатки достаточно сложно, ведь он крайне сговорчив и вроде бы во всем с вами согласен. Это выбивает из колеи, так как сложно понять причину подобного поведения. Вроде бы и он со всем согласен, но ничего не делает. Почему? Стоит спросить его об этом, и доказать ему его неправоту, оперируя очевидными фактами.
"Обвинитель". Название данного типа говорит само за себя. Он вечно чем-то недоволен. Он критикует большинство окружающих людей, будь то начальник, преподаватель, продавец в магазине, бармен, терапевт. При этом приводит неоспоримые доказательства своей правоты, грамотно выстраивает свою речь и полностью погружается в критику. Четко понимает для себя, кто из окружающих как и когда должен себя вести. Если вдруг вам взбредет в голову остановить какую-нибудь обвинительную речь, вы можете напороться на непонимание. Выходит, вы не согласны с обвинением? Или вы можете обвинить лучше, чем он? Конфликта, конечно, не будет, но все равно, лучше промолчать. Обвинитель выговорится, успокоится и забудет, и вы покажете себя отличным слушателем. Как правило, после этого тема обвинения забывается, и начинается разговор о чем-нибудь отвлеченном, так как «обвинитель» уже выговорился и ему значительно полегчало. Не стоит и рьяно с ним соглашаться, прибавляя к его доводам еще и свои, особенно когда накал уже начинает сбавлять обороты. Такой тип личности совсем не опасен с точки зрения конфликтов, обвинитель пытается таким образом бороться с накопившейся агрессией.
Вышеперечисленные
типы конфликтных личностей наиболее распространены, и следует обратить на них особое внимание. Помните, если конфликта нельзя избежать, поменять свое отношение к данной ситуации можно всегда. Не принимайте все близко к сердцу, и тогда все ваши переживания по поводу сложившейся ситуации сойдут на нет сами собой.