Анализ АВС - это способ исследования, который заключается в деление продуктов по категориям А В С.
Как правило, такой анализ проводят по прибыли, которую приносит тот или иной товар.
Суть анализа состоит в сформирование отчета касательно прибыли по всем позициям, впоследствии чего выводится итоговая сумма прибыли, а потом итоговую прибыль делят на прибыль по каждой позиции. Это позволяет получить процент прибыли по каждой позиции. Затем происходит сортировка полученных процентов по убыванию.
Группа товаров, которая набирает пятьдесят процентов, в сумме по всем процентам будет считаться группой А, та, которая получила в итоге тридцать процентов, будет считаться группой В, а оставшийся товар-то будет группа С. Из всей представленной номенклатуры товара в группе А, скорей всего будет наименьшее число товара, приблизительно пять или десять процентов, в группе В будет процентов двадцать или тридцать, а оставшаяся часть будет приписана к группе С.
Когда проводиться анализ АВС.
1. Оптимизация ассортимента. К примеру, вы хотите выделить какой-то определенный список позиций, который постоянно будут поддерживаться на складе, а остальной товар будет поставляться только в случаи заказа клиентами.
2. Расчет страхового запаса. Страховой запас на группу С естественно будет намного меньше, чем на группу А.
Анализ АВС, который основан только на одной прибыли, использовать очень рискованно, поскольку существует риск потери одной важной части. Такой как, товар хоть и являющийся копеечным, но без него невозможно продать другой товар, которой приносит гораздо больше прибыли и стоит намного дороже. К примеру, возьмем простую подвесную полку для кассет. Этот товар состоит из плит и направляющих, а плиты в свою очередь вставляются в сами направляющие. Этот вид товара естественно не стоит на последнем месте, но если вовремя продажи этого товара не будут присутствовать маленькие подвески, с помощью которых крепятся направляющие к потолку, то данную конструкцию не прикрепишь к потолку. Данные подвески стоят копейки, прибыли от них практически никакой нет, но без них обойтись никак нельзя.
Или другой пример, который встречается очень часто, товар продается большими партиями и на него делается
очень маленькая наценка, то прибыль соответственно от его продаж будет не велика, но он тянет за собой продажу другого товара, в котором наценки намного выше и прибыль по нему намного больше. Например, керамическая плитка. Чаще всего основной фон продается с маленькой наценкой, а вот декоративные элементы имеют наценку гораздо выше. В анализе АВС элементы декора могут стоять на более высокой позиции в рейтинге, чем простая фоновая плитка, но она не будет никому нужна, если не будет простой фоновой плитки.
В связи с этим выявляется еще один немаловажный объект для анализа АВС-количество сделанных покупок данного товара. Другими словами сколько раз представленный товар указан в товарных накладных, значит он, настолько востребован у потребителей. Тогда такой анализ можно провести при помощи информационной системы. Если нет для этого технических возможностей, то некоторые из востребованных позиций, которые стоят, не очень дорого, должны принадлежать к более высокой группе.