Сегодня многие интересуются тем,
что такое антикризисное управление. Управление компанией в кризис актуально не только во время сложных экономических обстоятельств в стране. На предприятии кризис может случиться в любой момент. Фактически это разрушение прежней структуры связей и управления и формирование новой или полная ликвидация предприятия.
О грядущем кризисе говорят такие признаки:
• появление угроз ценностям и целям организации;
• замедление ответной реакции;
• острая необходимость срочных действий;
• сложности с эффективностью процесса производства.
Виды кризисов и их стадии
«
Ни один кризис не похож на другой, однако в основе каждого из них лежит одна и та же причина: в период процветания людям свойственно полагать, что благоприятная пора не иссякнет и продлится в еще более далекой перспективе». Алан Гринспен
Существуют такие виды кризисов:
• стратегический – подорванный потенциал предприятия;
• ликвидности – грозит потеря платежеспособности;
• оперативный – заметно движение в сторону дефицита баланса.
Стадии развития кризиса:
• ранняя, когда в работе предприятия возникают небольшие шероховатости;
• промежуточная, когда начинаются краткосрочные проблемы платежеспособности;
• поздняя, когда в управлении предприятием царит полный хаос.
Чтобы вести
антикризисное управление, надо понимать, что существуют две группы проблем кризисного характера:
• функциональные – решаются через изменение действий персонала;
• системные – решаются через реструктуризацию предприятия.
В свою очередь
системные проблемы включают:
• ориентирование на краткосрочные результаты без долгосрочных стратегий;
• неготовность к появлению конкурентного товара и изменению спроса;
• устаревания оборудования, снижение технологической дисциплины;
• падение уровня мотивации и квалификации персонала;
• рост личных интересов менеджеров параллельно их влиянию;
• отсутствие знаний о конъюнктуре рынка;
• отжившая структура управления.
Антикризисное управление будет отличаться в зависимости от того, наступил кризис на предприятии или только появились его первые причины. В последнем случае формируется схема превентивного обнаружения и нейтрализации всех негативных факторов. Для этого надо спрогнозировать развитие конъюнктуры, составить долго- и краткосрочные планы. Система должна опережать все возможные негативные процессы на предприятии.
Если кризис уже наступил, антикризисное управление заключается в поисках мер выхода из него. Используются тактические и стратегические меры. Тактические делятся на защитные и наступательные. В первом случае сокращаются лишние расходы, персонал, производство. Во втором модернизируется производство, управление, проводятся исследования рынка.
Стратегические направлены на моделирование возможной ситуации на рынке, прогнозирование процессов и подбор методов реагирования на них. В этом случае антикризисное управление предполагает разработку задач и целей.
«
Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой – «благоприятная возможность». Джон Кеннеди
Также управление компанией в кризис может проводиться специфическими методами. Прежде всего это целеполагание. Финансовый кризис изменяет цель получения максимальной прибыли на сохранение персонала, минимизацию убытков и т.д.
По части производства
антикризисное управление предполагает активную загрузку производства при одновременном снижении расходов. Если это сделать невозможно, часть производства замораживается.
Управление компанией в кризис во главу угла ставит достижение краткосрочных целей в ущерб стратегическим, пока ситуация не выровняется. Решения важно принимать быстро, даже если они снижают эффективность предприятия.
Финансовый кризис дает возможность по-новому взглянуть на персонал. Важно оставить ту его часть, которая обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции. В сложной ситуации важно быстро реструктуризировать предприятие на всех уровнях.
Признаками необходимости реструктуризации являются:
• нечеткий контроль за работой;
• снижение рентабельности и рост расходов;
• постепенное снижение продаж;
• необходимость изменения сферы деятельности.
Важный метод реструктуризации – определение бизнес-единиц, которые могут самостоятельно и обособлено выполнять свои функции. На основе них перестраивается предприятие с учетов разработанной ранее стратегии.
Управление компанией в кризис предполагает разработку антикризисной программы, которая включает:
• лояльную тактику внедрения концепции с использованием современных технологий;
• собственно разработку концепции на основе данных о рынке;
• анализ деятельности предприятия ради выявления причин кризиса.
«
Вам непременно придется проводить инновации, если перед вами будет стоять проблема выживания». Фред Смит
Управление компанией в кризис должно ориентироваться на сохранение ядра коллектива, основных технологий и фондов. Для этого надо продать все ненужное и снизить расходы.
Инвестиционная политика
Управление компанией должно быть направлено на эффективную инвестиционную политику. Для этого надо:
• найти и мотивировать источники финансирования;
• реализовать инвестиционную стратегию;
• составить портфель инвестиционных проектов.
В том случае, когда управление компанией осуществляется в кризис, необходимо вкладывать средства в повышение качества продукции и снижение ее себестоимости. При этом оборудование надо максимально загрузить производством тех товаров, которые пользуются спросом.
Если ведется управление компанией, которая более-менее благополучно держится на рынке, необходимо внедрять новые технологии, чтобы стать лидером в нише. Чем больше у компании средств, тем более наступательной должна быть ее политика на рынке.
В кризис сложно найти средства для инвестиционных проектов. Обычно управление компанией предполагает использование средств займа. Но в таких ситуациях многое зависит от политики государства: установление кредитных ставок, льгот, работа специальных фондов, программ и т.д.
Фактически государство по отношению к предприятию тоже осуществляет на каком-то уровне антикризисное управление. Управление компанией в кризис – это комплексный процесс.