Как только появляется надобность оптимизировать расходы, руководитель прибегает к сокращению трудящихся, насколько оправдана эта мера, и как правильно проходит
аутплейсмент-порядок сокращения штата.
Аутплейсмент – это термин, применяющийся в менеджменте, связанный с деятельностью нанимателя по трудоустройству увольняемых работников. Потребность в данном процессе возникает, когда происходит реорганизация компании или сокращение персонала. Сущность аутплейсмента сводится к тому, чтобы смягчить негативный факт увольнения, проявить понимание и заботу о человеке, помочь в дальнейшем трудоустройстве, а также сохранить позитивный имидж организации в глазах увольняемых работников.
Кадровая яма
Сегодняшний кризис не стал толчком к массовым увольнениям, как например в 2008-2009 г. Ситуация сложилась по-другому из-за совершенно другого распределения рабочей силы на рынке труда. Только сейчас работодатели столкнулись с результатами демографической ямы, произошедшей в 90х годах. Если по итогам 2012 г. насчитывалось приблизительно 2,5 млн. граждан России в возрасте 23х лет, то на данный момент, их количество уменьшилось на треть, а к началу 2017 г. эта цифра сократится практически вполовину.
Подобное существенное сокращение ресурсов заставляет работодателей относится к имеющимся трудовым кадрам несколько бережнее. Но, ориентируясь на данные управления занятости, большинство компаний уже в ближайшее время пойдут на
сокращение персонала. Другие же фирмы переведут сотрудников на пол ставки (неполный рабочий день).
Безусловно, данные процессы обоснованы экономически, однако совсем не многие руководители испытывают удовольствие от того, что приходиться сокращать штат. Адекватный руководитель испытывает по меньшей мере стресс, так как ему приходиться оставить без работы многих хороших работников.
Но существуют такие инструменты, которые предоставляют возможность уменьшить напряженность в коллективе, пока идет процесс сокращения. Наиболее эффективный инструмент завоевавший расположение многих работодателей –
это аутплейсмент. Подобный механизм довольно востребован в крупных западных компаниях.
К примеру, в период реорганизации тесно переплетающийся с сокращением работников, можно создать свой центр по трудоустройству и переподготовке кадров большей части своих бывших сотрудников. Зачем? Все достаточно просто! Даже один работник, равнодушно выставленный за дверь, в состоянии доставить организации множество проблем.
Например, «слитая» конкурентам важная информация, обращение в налоговую с различными жалобами, нелицеприятные слухи. А если говориться о массовом сокращении? Несколько десятков обиженных работников, могут попросту потопить ваше детище, наводнив интернет всевозможными негативными комментариями и отзывами, что является проблемой особенно для небольших городов.
К тому же, осведомленные и грамотные специалисты, с лёгкостью устроятся к вашим конкурентам. В свою очередь, именно вы, потратили немалые средства на их обучение, а перлы пожинают ваши соперники.
Именно эти факторы повлияли на возникновение такой культуры, как аутплейсмент. Чтобы дружелюбно расстаться с бывшими работниками, можно обратиться к профессионалам, которые досконально знают все этапы аутплейсмента. Существует такой вид увольнений, как тайное, то есть руководство просит рекрутов заблаговременно найти увольняемому сотруднику хорошую работу, в итоге работник как-бы сам уходит с прежнего места работы, и устраивается в другую компанию. Человек не в коем случае, не должен догадаться, что от него тайно избавились. Это весьма актуально, в случае, когда сокращаются влиятельные топ-менеджеры, их обида, может очень дорого стоить компании.
Как правило, существуют следующие
этапы аутплейсмента:
• Рекруты оценивают профессионализм сотрудников, если это необходимо, то проводиться переобучение.
• Негативное настроение работников переключается на более положительное, обсуждаются новые горизонты и возможности.
• Наиболее лучший вариант, когда работа сводиться к новому трудоустройству.
Основные правила аутплейсмента
• Ни с кем не обговаривать ваши планы, пока увольняемый сотрудник не будет лично извещен о сокращении.
• Увольнять работника должен наниматель. Не забудьте похвалить сотрудника за все его достижения, которые он достиг во время работы в вашей фирме, и обязательно объясните, по какой причине он увольняется. Если это уместно, и есть возможность, дайте совет по дальнейшему профессиональному росту работника.
• Определите число, с которого увольняется сотрудник, выделите время для будущих поездок на собеседование. При необходимости, сохраните доступ к телефону и компьютеру, чтобы увольняемый работник мог заниматься поисками новой работы.
• По мере своих сил окажите человеку помощь в дальнейшем трудоустройстве. Составьте положительную характеристику, порекомендуйте его своим знакомым.
Аутплейсмент – порядок сокращения штата очень важен для любой уважающей себя компании, при его помощи, можно сохранить лояльность коллектива и имидж организации в целом.