Аутплейсмент — это мероприятия, направленные помощь в трудоустройстве уволенных сотрудников за счет средств работодателя. Аутплейсмент позволяет сгладить негативный акцент увольнения, гарантирует психологическую поддержку увольняемому сотруднику.
Работодатель может применить аутплейсмент в ситуации массового увольнения персонала (к примеру, при сокращении или реструктуризации компании). Как правило, организация прибегает к услугам кадровых агентств или приглашенных консультантов, однако, аутплейсмент может проводиться и кадровой службой организации.
Трудоустройство уволенных сотрудников не является обязательной процедурой для работодателя и не предусмотрено в Трудовом Кодексе, к тому же аутплейсмент достаточно дорого обходится. Тем не менее это дает определенные преимущества и выгоды работодателю. В западных странах он является обязательной частью процесса увольнения персонала.
Для работодателя аутплейсмент сокращает риск отрицательных последствий массового увольнения персонала, которые могут возникнуть при обращении потерявших работу сотрудников в суд с целью восстановить нарушенные права; в налоговые органы с целью инициировать проверку деятельности на предыдущем месте работы; а также при разглашении коммерческой тайны. Финансовые и репутационные потери от подобных действий могут быть значительно выше, чем затраты на аутплейсмент.
Не надо говорить о том, насколько важна для каждой компании ее деловая репутация — положительная кадровая политика, отсутствие судебных исков от уволенных сотрудников, скандальных статей в прессе — все это делает организацию привлекательной и стабильной в глазах клиентов и деловых партнеров.
Человеческие ресурсы являются одной из основных ценностей любой компании и требуют внимательного отношения работодателя для сохранения стабильной атмосферы в коллективе. Массовые сокращения сотрудников и отсутствие дальнейшей поддержки могут привести к снижению производительности труда из-за негативного настроения персонала. Напротив, соблюдение этикета красивого увольнения и дальнейшая забота об уволенных сотрудниках повышает лояльность продолжающих трудовые отношения работников к своему работодателю.
Если для дальнейшего
трудоустройства уволенных сотрудников привлекается кадровое агентство, то работодатель освобождается от дальнейшего участия в этом процессе. Сотрудники кадрового агентства берут на себя ответственность за консультационную поддержку и подбор вакансий.
Кроме явных преимуществ, для работодателя есть скрытая выгода от применения аутплейсмента. Заключая договор с посредниками на содействие в трудоустройстве работников, работодатель может оговорить условие, чтобы бывшему сотруднику не предлагалась вакансия в компании-конкуренте с целью гарантированно исключить утечку информации.
В нашей стране
аутплейсмент развивается с 1990-х годов — во время кризиса его стали применять западные компании, ведущие деятельность в России.
Разновидности аутплейсмента
Существует
открытый и
закрытый аутплейсмент. Об открытом аутплейсменте говорится в этой статье. Процесс открытого аутплейсмента предусматривает осведомленность работника о предстоящем увольнении и помощь работодателя или посредника в дальнейшем трудоустройстве.
При закрытом аутплейсменте сотрудник не знает, что его собираются уволить. В этом случае цель работодателя — его увольнение по собственному желанию. Работодатель прибегает к услугам хедхантеров, которые «переманивают» сотрудника в другую успешную компанию, при этом список таких компаний заранее согласовывается. Закрытый аутплейсмент, как инструмент увольнения, применяется в основном к топ-менеджерам, чтобы предотвратить переход таких сотрудников в компании-конкуренты.