Несмотря на боль утраты близкого человека, нам – живым людям необходимо не только проводить умершего в последний путь, но и подумать о том, как получить свидетельство о смерти.
Свидетельств о смерти у Вас на руках должно быть два: гербовое и медицинское. Первое, что необходимо получить – это медицинское свидетельство. Без него Вы не сможете забрать покойника из морга. Оно является врачебным подтверждением смерти. Выдача свидетельства о смерти формы N 106/у-08 производится в том медицинском учреждении, где умер человек, либо в морге. Получить его могут близкие родственники покойного, либо его законный представитель, т.е. опекун. Если родственники по каким-либо причинам не могут самостоятельно забрать свидетельство, это могут сделать доверенные лица.
При получении медицинского свидетельства необходимо иметь при себе следующие документы:
• Паспорт умершего;
• Амбулаторная карта;
• Паспорт заявителя;
• Страховой полис.
Получив медицинское свидетельство проверьте правильность написания следующих пунктов:
• Дата смерти и дата выдачи документа;
• Паспортные данные покойного;
• Место смерти;
На обратной стороне свидетельства должны быть круглая печать врачебного учреждения, фамилия, подпись и должность медицинского работника, выдавшего документ, и диагноз.
На медицинском свидетельстве о смерти могут стоять пометки «предварительное» и «окончательное. Выдача свидетельства о смерти с отметкой «предварительное» осуществляется, когда для выяснения причины смерти нужны дополнительные обследования. Свидетельство с отметкой «взамен предварительного» выдается в течение полутора месяцев с момента окончания дополнительных исследований. Такое свидетельство должно указывать номер и дату выдачи предыдущего документа.
Получив документ, заявитель должен расписаться на корешке медицинского о смерти, который будет храниться в медицинском учреждении в течение года. После этого необходимо получить гербовое свидетельство о смерти.
Получение свидетельства о смерти производится в ЗАГСе.
Обращаться необходимо в ЗАГС ближайший к месту прописки покойного или к месту его смерти или к месту нахождения организации, где была произведена медицинская констатация смерти.
Оформление свидетельства о смерти осуществляется при наличии следующих документов:
• паспорт умершего;
• медицинское свидетельство о смерти;
• паспорт заявителя.
Человек, получающий свидетельство по доверенности, также должен иметь при себе нотариально заверенную доверенность от родственников покойного.
Получение свидетельства о смерти не требует оплаты госпошлины.
В случае если усопший был зарегистрирован в другом городе, может потребоваться обращение в ЗАГС по месту его прописки. В этом случае можно оформить доверенность на знакомого или друга погибшего.
При рождении мертворожденного ребенка государственная регистрация производится по документу о перинатальной смерти. В этом случае свидетельство о рождении не выдается. Оформление свидетельства о смерти ребенка, погибшего в первую неделю жизни, осуществляется на основании медицинских свидетельств установленной формы о рождении и о перинатальной смерти. В ЗАГСе выдают только свидетельство о смерти.
При утере свидетельства о смерти необходимо обратиться в ЗАГС, где получить свидетельство о смерти повторно могут родственники покойного. Для этого нужны паспорт и копия старого свидетельства, если она имеется.
При ЗАГСах часто работают специальные службы, которые объяснят Вам, как получить свидетельство о смерти.