Правила возврата некачественного товара определяются законом № 2300-1 «
О защите прав потребителей», принятым в 1992 году, в частности, главой 2 этого закона. В законе нет четкого определения того, какой товар должен быть признан не соответствующим качеству. Однако статья 4 содержит описание качественного товара, из чего можно сделать соответствующие выводы.
Исходя из формулировок закона «
О защите прав потребителя», товар ненадлежащего качества можно определить как товар, не соответствующий заявленным свойствам и не могущий использоваться в предусмотренных целях в течение срока эксплуатации.
Другими словами, даже если купленный товар в целом работает, но не так, как описано в его паспорте, защита прав потребителя определяет его как товар ненадлежащего качества. Например, если у купленного вами блендера действуют только три скорости вместо заявленных четырех, это товар ненадлежащего качества.
Однако тот товар, который получил повреждения уже после покупки из-за неправильной эксплуатации или в силу случайных обстоятельств, уже не относится к товару ненадлежащего качества и не может быть возвращен в магазин.
Итак, как вернуть товар ненадлежащего качества?
Порядок возврата товара ненадлежащего качества
Если требуется вернуть некачественный товар, на который имеется гарантийный талон, проблема разрешается крайне просто: достаточно обратиться в магазин, предъявить сам товар, чек и гарантийный талон. Однако если вы хотите вернуть товар ненадлежащего качества, который не предусматривает гарантийного обслуживания, ситуация усложняется.
Согласно закону «
О защите прав потребителя», в этом случае возможно несколько вариантов возмещения ущерба, который понес покупатель. Некачественный товар может быть возвращен в магазин с одновременным возвращением уплаченных за него денег или заменен на другой товар. Также возможно уменьшение стоимости такого товара или возмещение затрат на его ремонт.
Ниже мы рассмотрим наиболее часто встречающийся вариант — возврат товара.
1. Для того чтобы
вернуть товар ненадлежащего качества, в первую очередь необходимо приготовить письменную претензию на возврат товара. Она должна быть адресована на имя руководителя компании-продавца. В претензии должны быть перечислены конкретные недостатки товара и четко обозначено желание покупателя
вернуть товар ненадлежащего качества и получить обратно уплаченную за него сумму. Кроме того, необходимо указать дату и место покупки и приложить копию чека. Претензия должна быть составлена в двух экземплярах, и один из них остается у покупателя с отметкой о принятии оригинала.
2. Если при возврате товара возникает спор с продавцом, продавец обязан провести экспертизу. Она должна быть выполнена в течение 10 дней за счет продавца. Покупатель имеет законное право присутствовать при ее проведении, что даже желательно во избежание лишних конфликтов.
3. После проведения экспертизы составляется акт с указанием причин, повлекших за собой ненадлежащее качество товара. Если товар был продан уже с недостатками, продавец возвращает покупателю деньги. Если же было доказано, что брак возник после продажи, покупатель обязан возместить стоимость экспертизы. Результаты экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке. Также покупатель может обратиться в местную организацию «Защита прав потребителя».
4. Покупатель составляет заявление на возврат денег по форме, которая установлена в магазине. Продавец возмещает полную стоимость товара, при этом неважно, насколько она снизилась в результате эксплуатации. Деньги могут быть возвращены наличным путем, переводом на банковский счет или почтовым переводом.
Сроки возврата некачественного товара
Закон предусматривает возможность вернуть товар ненадлежащего качества в течение всего его срока годности или гарантийного срока службы. Однако для технически сложных товаров период возможного возврата гораздо короче. Список технически сложных товаров опубликован в Постановлении Правительства РФ № 575 от 1997 года. К такого рода товарам относятся автотранспорт и аналогичные устройства, например катера и мотоблоки, а также холодильники, стиральные машины, компьютеры и т.п. Вернуть некачественный товар этой категории необходимо в течение 15 дней с момента покупки.
Срок возврата денег составляет 10 дней с момента подачи претензии.
Теперь вы знаете,
как вы можете вернуть товар ненадлежащего качества, и сможете защитить свои интересы.