В условиях высокой конкуренции многие интересуются,
как выбрать нишу для бизнеса. Зачем это нужно, как это сделать, на основании каких критериев, об этом данная статья.
Что это и зачем оно нужно?
Иногда сложно понять, каким образом на рынке могут спокойно сосуществовать две-три крупные компании в одной нише? Например, торговая марка «Растишка» и «Тема». Обе предлагают детское кисломолочное питание. Но первая специализируется на питании с витаминными добавками, а второе – для каждодневного питания. Фактически у одного ниша для бизнеса не пересекается с нишей конкурента.
Первое, что решает предприниматель, открывая свой бизнес, изучает конъюнктуру рынка. Ему надо составить четкое понимание того, кто работает на рынке, что, по чем и как продает.
Скажем, если на рынке работает много операторов по продаже услуг общего характера, есть смысл открыть компанию. Которая будет предлагать узкоспециализированный набор услуг. Правильный выбор ниши помогает усилить противостояние конкуренции.
Что дает предпринимателю правильный выбор ниши? Прежде всего, это дает возможность сконцентрироваться на конкретном предложении услуг или товаров. Затем, это помогает ориентироваться на более узкую целевую аудиторию. Это, в свою очередь, дает возможность лучшее ее изучить, определить рычаги влияния.
То есть
ниша для бизнеса – это специализация на конкретной области рынка, которая еще не занята или занята частично. Это позволяет определить конкурентные преимущества, плотнее работать с клиентами.
Итак,
как выбрать нишу для бизнеса? Предлагаем использовать такие основные шаги:
1. Анализ всех ниш
Чтобы выбрать нишу для бизнеса, в первую очередь надо проанализировать, что уже есть на рынке, а какие области могут оказаться незанятыми. Во время этого анализа учитывайте работу конкурентов. Как они ее строят, какие товары предлагают, как позиционируют себя, на что опираются в рекламе и т.д.
2. Соотносим свои предпочтения и навыки
Следующим шагом надо определить, с чем вам нравится работать, на основе чего вы готовы строить свой бизнес, есть ли у вас для этого нужные навыки. Также оцените критично ваши личные контакты и возможную клиентскую базу. Все это может натолкнуть вас на мысль о том, какой может быть ваша ниша для бизнеса. Возможно, вначале она будет сильно отличаться от того, что задумывалось. Учтите, что ниша для бизнеса должна выбираться, исходя из ситуации на рынке.
3. Определяем свою нишу
Только после собранной и проанализированной информации, о которой говорилось выше, можно выбрать нишу для бизнеса. В этом случае стоит воспользоваться такими принципами нишевания:
• ранжирование по возрасту;
• разделение по уровню цен;
• деление по полу;
• специализация на физических или юридических лицах.
Не обязательно проводить нишевание по одному из этих принципов. Проще и удобней выбрать нишу для бизнеса на основе нескольких таких принципов, скажем, по возрасту, полу и цене. Это поможет четко сориентироваться в целевой аудитории.
Например,
как выбрать нишу для бизнеса ювелирной мастерской? Можно остановиться на таких вариантах:
• Мастерская класса эконом для людей небольшого достатка. Тогда работы будет немало и надо брать мастеров, способных быстро работать с недорогими изделиями.
• Мастерская, специализированная на украшениях с бриллиантами. Заказов немного, но все они дорогие. Требования к мастерам – ответственность и исключительное качество.
• Мастерская по срочному ремонту и гравировке. Можно делать наценку за срочность. Мастера должны работать качественно и внимательно.
• Мастерская-ателье. Специализация – реставрация и переделка изделий. Мастера должны отличаться креативностью и опытом. Стоимость работ довольно высокая.
4. Проверка востребованности идеи
Мало выбрать нишу для бизнеса, важно еще проверить, насколько она жизнеспособна. Для этого можно провести опросы в Интернете, среди знакомых, прямое общение. Цель такой работы – понять такие основные вещи:
• Возможные недостатки идеи.
• Почему клиентам интересно обращаться именно к вам.
• Насколько ваше предложение востребовано в данном сегменте рынка.
Ниша для бизнеса определяется также по ключевым запросам в поисковиках в Интернете.
5. Рекламный посыл
Когда ваша ниша для бизнеса выбрана, надо продумать, как донести до покупателей мысль, что стоит покупать именно у вас. Для этого формируется рекламный посыл. Чтобы его сформировать, можно ознакомиться с базой слоганов и исходить из чужих идей, объясняя, почему вы лучше конкурентов. Важно, чтобы ваш слоган был коротким, однозначным, понятным.
Ошибки выбора
Самая распространенная ошибка – стремление выбрать нишу для бизнеса при отсутствии специальных знаний. Вы не сможете построить бизнес, не зная основных принципов и законов функционирования ниши и интересов клиентов.
Слишком часто предприниматели отличаются самонадеянностью, ориентируясь исключительно на собственное понимание того, что являет собой их ниша для бизнеса. Причем знание это не всегда соответствует действительности. Также часто предприниматели допускают ошибки в визуализации и формировании рекламного посыла компании.
Такими являются основные пункты решения вопроса,
как выбрать нишу для бизнеса.