Показателями
KPI (Key Performance Indicators) сейчас пользуются почти во всех компаниях.
KPI – это показатели, отражающие эффективность деятельности компании.
С помощью KPI можно проследить эффективность фирмы или одного из её отделов/подразделений. Эти показатели отражают достижение определённых целей (поставленных заранее) и оценивают такие характеристики, как:
• эффект полезности – показатель чистой прибыли, объема производства, выручки, размера базы клиентов, положения на рынке и среди конкурентов и пр.;
• нежелательный эффект (побочный) – негативные результаты (задолжности, «текучка» персонала);
• затраты на ресурсы (издержки);
• временные затраты;
• отношение эффекта полезности к временным и ресурсовым затратам (конкретно здесь KPI является отражателем эффективности, а в других – результативности).
Основные показатели KPI
Лучше всего система работает в крупном бизнесе, где директору фирмы необходимо прослеживать динамику работы филиалов и подразделений. Однако и в малом бизнесе работа системы оптимальна, но со своими тонкостями.
Для того, чтобы оценить эффективность и результативность, необходимо отметить следующее:
• объем проданного – сколько денежных средств поступило в компанию за определённый промежуток времени;
• «текучка» работников (%) – отношение количества уволившихся (уволенных) к средней численности персонала по списку;
• ведение бизнеса согласно стандартам обслуживания (%) – основывается на данных, представленных тайными покупателями.
Помимо данных можно использовать и другие показатели на усмотрение компании.
Принципы работы показателей KPI
Главный принцип – принцип контроля и управления. Также важны и другие принципы:
1. Партнёрский. Здесь важна слаженная работа и общие цели всех сотрудников.
2. Акцентирование усилий на первоначальные направления. Некоторым работникам может понадобиться помощь (тренинг, курсы, более широкие полномочия и пр.), чтобы добиться необходимых результатов.
3. Интеграционной оценки повышения отчётных показателей и производительности (доступность отчётности для стимулирования работников).
4. Согласованности в стратегиях и показателях операций (анализ всех показателей на предмет эффективности в достижении поставленных целей).
Как рассчитывать основные показатели KPI
Каждый показатель KPI должен давать характеристику лишь одной цели. И исходить нужно из определенных заранее поставленных задач. К примеру, эффектирность работы менеджера можно оценить, проанализировав параметры «Роста продаж» и «клиентская удовлетворённость». Можно также оценить и KPI директора (но с долгосрочными показателями).
KPI – это показатели, которые всегда обязаны соответствовать следующему:
1. Число параметров должно быть ограничено (5-10).
2. Параметры не должны противоречить друг другу.
3. Необходим контроль за выполнением показателей.
Ключевые показатели эффективности сотрудников (в том числе и директора)
Должна быть общая система показателей и в числе их критерий обязательно должны быть:
• измеримость;
• конкретность;
• реалистичность;
• согласование;
• определённость во времени.
В чисто достоинств KPI входит:
1. Стимулирование сотрудников к отличному выполнению работы
2. Определённость участка работы для каждого сотрудника
3. Возможность каждому сотруднику лично наблюдать свой вклад в общее дело
4. Контроль и полная осведомленность начальника.
К недостаткам можно отнести:
1. Хорошие работники могут остаться неоценёнными на фоне общей плохой работы компании или отдела.
2. Невозможность проявить себя работникам, чьи должности находятся «за бортом» влияния на показатели KPI.
3. Неправильная система наказаний и поощрений (не выполняешь план – штраф, выполняешь – никаких бонусов, только обычная зарплата).
Ниже вашему вниманию представлено видео, рассказывающее более подробно о том, что такое ключевые показатели эффективности и как с ними работать.