Мотивации персонала в организации обычно уделяется немало внимания. Каждая компания разрабатывает свою программу в соответствии со стратегией развития и корпоративными принципами. Высокой результативности нематериальной мотивации персонала можно достичь, соблюдая следующие принципы при ее разработке:
1. Методы нематериальной мотивации персонала должны соответствовать общему направлению развития компании и решать самые важные на текущий момент задачи.
2. Программа нематериальной мотивации должна охватывать не только те отделы, которые приносят основную прибыль компании. Секретарей, бухгалтеров и другие категории сотрудников тоже необходимо поощрять за качественную работу.
В крупной компании задача менеджеров отделов — донести до руководителя информацию о методах стимулирования своих сотрудников.
3. При разработке программы нематериальной мотивации персонала необходимо учитывать этап развития компании. При минимальном количестве сотрудников отличным стимулом является обычная похвала. На этапе роста компании можно организовывать конкурсы с последующим публичным признанием заслуг победителей.
4. К выбору способов нематериальной мотивации следует относиться очень внимательно, предварительно изучив потребности сотрудников. Для одной категории важным стимулом может стать компенсация расходов на питание или ГСМ, а другим сотрудникам необходимо участие в программе наставничества.
5. Программа нематериальной мотивации персонала в организации должна периодически меняться в целях сохранения заинтересованности сотрудников в получении новых наград.
Популярные способы нематериальной мотивации персонала:
• ежеквартальные мотивирующие совещания, на которых могут отмечаться наиболее успешные менеджеры, поощряться лучшее подразделение, проводиться обучение с привлечением сторонних бизнес-тренеров, организовываться экскурсии или другие мероприятия;
• соревнования и конкурсы — к примеру, среди менеджеров по продажам на лучший показатель объема продаж конкретной продукции. Или творческие конкурсы между семьями сотрудников;
• поздравление каждого сотрудника с днем рождения (днем свадьбы, рождением ребенка) от лица компании;
• скидки сотрудникам на услуги компаний-партнеров (туристические фирмы, страховые компании, фитнес-центры и т. д.);
• публичное признание заслуг сотрудников;
• поощрительные командировки для участия в престижных региональных выставках;
• признание и благодарность от коллег, размещенные в информационном издании компании;
• помощь в бытовых вопросах — содействие устройству ребенка сотрудника в детский сад, школу и т. д.
Дополнительные методы нематериальной мотивации персонала:
• приветствие сотрудников по имени;
• стикеры с благодарностью за хорошую работу;
• дополнительный выходной день;
• приятным способом нематериальной мотивации может стать еженедельное или ежемесячное угощение сотрудников фруктами или кондитерскими изделиями;
• табличка с именем и должностью на рабочем месте;
• внимательность к сотрудникам;
• специальные награды за работу тем, чьи заслуги обычно остаются незамеченными (секретарь, технический специалист, уборщица);
• личные встречи самых успешных работников с руководством.
Учитывая потребность сотрудников при разработке
методов нематериальной мотивации персонала, вы достигнете слаженной работы коллектива и эффективных показателей деятельности компании.