Мотивация к обучению возникает в тех случаях, когда у человека появилась цель, на которую он серьёзно настроен. Типы целей различны: естественные (еда, семья), социальные (признание) и личностные (самореализация). Они появляются из-за желания человека удовлетворить некие потребности. Например, мотивация к обучению может появиться из-за понимания того, что знания принесут престижную работу, а точнее зарплату, которая позволит удовлетворить многие нужды. Однако методы, которые сейчас существуют, не используют эту мотивацию в полной мере.
В далёком прошлом в качестве обучения использовалась
«знаниевая модель» - сначала идёт теория, затем практика, во время которой появляются навыки, а потом уже умения. Причём не важно как, но теория должна быть усвоена, т.е. либо понимай, либо зубри. Далее, при повторении знаний вырабатывали навыки, которые впоследствии превращались в профессиональные умения.
Минус такой системы в том, что всех людей ставят в один ряд, нет индивидуальных подходов. В процесс мотивации входили наказания в виде лишения удовольствий, сна, воды и пищи. В современных условиях такое не возможно, т.к. противоречит правам свободы и личности.
В наше время, трудом педагогов-новаторов создаётся новая модель, которую называют «способностная модель». Тут движение такое: от знания до мышления, затем способности, умения, навыки и в конце должно приобретаться мастерство.
Основа она на самопознании, т.е. человек сам, исходя из своего виденья мира, создаёт себе мотивацию, внутреннюю энергию. В такой модели учитываются личные способности и предпочтения человека, что влечёт более лёгкий способ обучения и получения навыков. Если «знаниевую модель» можно представить как сосуд с водой, в который необходимо кидать камни, пока вода не начнёт выливаться наружу, т.е. человек не обретёт навыки, то «способностная модель» представляется как факел, который освещает путь человека до цели.
При такой модели люди могут находить для себя собственные пути развития и получения знаний, помимо тех, что были выявлены опытом прошлых лет. Не возникает вопрос «нравится ли мне это?», ведь нравится может лишь то, что получается. Просто же так получаться не может: значит, к этому есть способности ума и тела. Также, понятие того, что человек на правильном пути, появляется, когда он получает удовольствие от получаемых знаний. В общем, такая модель учит слушать, изучать и строить себя, создавать свою судьбу только исходя из личных способностей.
Следует понимать, что помимо мотивации и работы, а точнее между этим, есть ещё кое-что: установка. Когда она слаба, любые препятствия могут остановить работу, а то и вообще не дать прийти к цели. Соответственно, при сильной установке (например, спасение ребёнка), очень мало факторов могут не позволить добиться результата. Её наличие способствует социальной зрелости, готовности к развитию.
Несколько слов о дееспособности и работоспособности.
Дееспособность – это способность человека выполнять какую-либо работу: от простой (дровосек), до очень сложной (программист).
Работоспособность – это способность длительное время выполнять определённую работу без потери качества и производительности труда. Она зависит от многих факторов, в которые входят здоровье, пол, возврат и т.д. На силу работоспособности также влияют 3 фактора:
• Рефлекс цели – это природное качество человека, выраженное в желание достичь цели.
• Мотивы – причины.
• Эмоции – различные чувства.
Часто забывается то, что выносливость организма и эмоциональный уровень имеют сильную зависимость. Именно эмоции позволяют нам держать умственные способности в тонусе, иначе мозг превращается лишь в логическую машину, и человек перестаёт получать какие-либо удовольствия и счастье. Поэтому в процессе обучения просто необходимо иногда отвлекаться, чтобы послушать музыку или стихи, посмотреть на картины или на природу - приобрести новые эмоции.
Ещё Платон делил психическую жизнь на 3 самостоятельные единицы: ум, чувство и воля. Ум и воля подчинены нам, а вот чувства и эмоции – нет. Так или иначе, все они влияют на глубину познания материала, поэтому людям следует самостоятельно создавать своё поведение, которое улучшит обучаемость.
Конечно, на уровень работоспособности влияет и напряжённость: она подавляет жизнерадостность работы и приводит к усталости.
Человек за день имеет 4 уровня работоспособности:
• Включение в работу. Длительность от 15 до 30 минут.
• Устойчивая работа: от 2 до 3 часов.
• Колебания работы и усталости. Длительность 0,5-1 час.
• Усталость.
Для поддержания длительного и качественного умственного труда можно соблюдать ряд правил:
• Проветривание помещения. В холодном воздухе растворение кислорода происходит гораздо лучше, а при умственной работе он нужен в 8-10 раз больше.
• Переключение между различными видами работы – это своеобразный отдых или просто передохните.
• Поддержание строго режима сна и отдыха.
• Помните, в 13 и 21 час происходит резкое снижение работоспособности сердца – в это время следует избежать нагрузок.
Существует 3 стадии снижения работоспособности.
Усталость – просто сигнал тревоги, указывающий на то, что следует прервать работу. Если это не сделать, то возникает утомление.
Утомление – это снижение работоспособности вследствие большой напряжённости. Его моно преодолеть силой воли, но это, через некоторое время, вызовет переутомление.
Переутомление – работоспособность полностью нарушена, и её нельзя вернуть при коротком отдыхе. Очевидно, что лучше не доводить себя до этого состояния. Для этого надо иногда отдыхать и создать комфортные условия для работы.
Правильное использование всех этих знаний приведёт к тому, что мотивация к обучению будет не просто существовать, а будет продуктивно приносить знания, которые, впоследствии,
приведут к успешному достижению цели.