Главная Карта сайта Обратная связь RSS

Понятие и виды себестоимости продукции

24 ноября 2014, просмотров: 6741, Раздел: Бизнес-статьи    

1304_ponyatie_i_vidy_sebestoimosti_produkcii.gif (8.81 Kb)Не смотря на то, что многим знакомо понятие и виды себестоимости продукции, мало кто понимает суть этих терминов. Так, себестоимость продукции – это все расходы организации на изготовление и реализацию. На них и основываются все главные управленческие решения.

Виды себестоимости

Можно выделить такие виды себестоимости: плановая и фактическая. Затраты на производство при имеющемся уровне организации и техническом оснащении – это плановая себестоимость. А фактическая – средства, которые фактически уходят на производство.

Также можно выделить и другие виды себестоимости на основе других критериев. Например, по последовательности производства: полную, цеховую, операционную. На каждом из этих этапов в расчет идут различные показатели затрат. Среднеотраслевая и индивидуальная позволяет установить оптовые цены на изготовленные товары.

Понятие и виды себестоимости продукции неразрывно связаны с такими понятиями, как экономические элементы, а также калькуляционные статьи.

Экономические элементы включают в себя:

• амортизацию фондов;
• отчисления на соцнужды;
• оплату работы;
• затраты материальные (без учета возвратных отходов);
• другие расходы.



Материальные расходы, которые входят в понятие себестоимость, подразумевают стоимость:

• закупочных материалов и сырья;
• комплектующих;
• услуг и работ других организаций;
• природного сырья;
• энергии и топлива.

Сюда не включается стоимость отходов, которые потом реализуются. Расходы на соцпужды и оплату труда включают в себя все возможные выплаты сотрудникам. Затраты на фонды, командировки, аренду и т.д. включаются в прочие расходы.

Для определения расходов в понятие себестоимости включены так называемые калькуляционные статьи, которые включают в себя позиции материальных затрат. По ним подбивается общая технологическая себестоимость продукции, которая суммируется с цеховой. Таким образом руководитель может сформировать себе понятие себестоимости продукции по предприятию. Для дальнейших ее расчетов учитываются вычеты на ремонт по гарантии, брак, простои и прочие факторы.

Признаки расходов

Понятие и виды себестоимости продукции связывают такими видами факторами, как зависимость от объема производства, отнесение на себестоимость, отношение к производственному процессу. Соответственно затраты могут быть переменными, постоянными, прямыми, косвенными, накладными или основными.

Так, покупка топлива и энергии – это прямые затраты. А содержание оборудования и его эксплуатация – комплексные затраты, которые включают в себя признаки нескольких видов. Здесь используется понятие сменной ставки – сколько затрат требует оборудование за один час работы. Для этого его условно группируют по определенному типу, устанавливается размер затрат, рассчитывается время на выработку одного изделия и на основе этих данных производится калькуляция.

Также затраты выделяют цеховые, которые рассчитываются пропорционально зарплате и эксплуатации оборудования. Общепроизводственные, куда включаются в том числе затраты на приобретение лицензий, новых разработок, расходы, связанные с изменением законодательства. Коммерческие, связанные с упаковкой, хранением, логистикой и содержание соответствующего персонала.

Методы расчетов

Существует предварительное и производственное калькулирование.

Предварительное калькулирование включает в себя, в первую очередь, метод удельных затрат – зависимость параметров оборудования от затрат на изготовление товара. Также применяется агрегатный метод. В этом случае себестоимость – это сумма расходов на изготовление конкретных частей. Для бального метода используются специальные шкалы, в соответствии с которыми выставляются балы. С помощью параметрического метода определяется зависимость между затратами на производство и значением всех технических параметров похожих товаров.

При производственном калькулировании используется позаказный метод. Он высчитывается отдельно для каждого заказа. Можно воспользоваться попередельным методом, в котором стоимость товара рассчитывается на основе передела технологического процесса. В иных случаях может использоваться нормативный метод, в котором применяются различные нормы расхода.

Цена и прибыль

Денежная оценка стоимости товара исполняет регулирующую, стимулирующую, распределительную и учетную функции. Цена может классифицироваться на основании оборота, территории, времени действие, распределения транспортных расходов, а также государственной политики.

Цены на отдельные товары регламентируются государством в зависимости от региона сбыта. По времени цены могут быть сезонные, постоянные, ступенчатые, временные, на определенный срок. Также государством могут быть установлены фиксированные цены на определенный товар. Кроме того, они могут регулироваться системой франкирования, когда перевозку до обозначенного места несет продавец, а до конечного – покупатель.

В описанном выше и заключаются основные понятие и виды себестоимости продукции.





Поделиться в социальных сетях:

Подпишись на ежедневную рассылку лучших статей!

Вы можете отписаться в любой момент








РАЗМЕСТИТЬ ФРАНШИЗУ
добавить франшизу в каталог
РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ
стоимость размещения рекламы
gazeta42.ru 2011-2022 l Все для вашего бизнеса: бизнес идеи и бизнес планы, бизнес книги, бизнес статьи Копирование материала приветствуется при наличии активной ссылки на gazeta42.ru

Администрация сайта не несет ответственность за предоставленную информацию.
18+