Главная Карта сайта Обратная связь RSS

Расчет рентабельности бизнеса

6 сентября 2015, просмотров: 2631, Раздел: Бизнес-статьи    

В каждом бизнес-плане присутствует расчет рентабельности бизнеса, который демонстрирует предполагаемый уровень доходности и экономической эффективности дела. Также можно проводить расчет рентабельности уже действующего бизнеса, чтобы видеть, эффективно используются средства компании или нет. Анализ рентабельности также помогает определить эффективность работы некоммерческих структур.

Рентабельность бывает разного вида: активов, продукции, производства, персонала и прочее. Поэтому нет единой формулы, как рассчитать рентабельность. Формула расчета будет отличаться в каждом конкретном случае. Но принцип расчета остается прежний – соотносятся затраты и доходы.

Также рентабельность делят в соответствии с используемым базисом: затратами, ресурсами или прибылями. В каждом из этих расчетов используются различные бухгалтерские инструменты и показатели.

9735_raschet_rentabelnosti_biznesa.jpg (44.27 Kb)


Основная деятельность

Расчет рентабельности этого типа использует показатели затрат, поэтому учитывает не только основную деятельность организации, но и сбыт ее продукции.

При этом расчет рентабельности бизнеса основывается на соотношении прибыли и себестоимости изготавливаемой продукции. При этом себестоимость рассчитывается на основе себестоимости таких показателей:

• коммерческих расходов;
• проданных услуг, товаров;
• управленческих расходов.

Результат показывает, способна ли организация покрыть свои расходы и насколько. Для выведения показателя используется такая формула расчета:

Род = Прп/З, где:


З – затраты,
Прп – прибыль от реализации.

Оборотные активы




В этом случае рентабельность демонстрирует размер прибыли, получаемой компанией от вложенного рубля. Для этого чистую прибыль соотносят с оборотными активами. Чем выше получается показатель, тем лучше использование средств.

В этом случае используется формула расчета:

Робщ = Чп/Оа, где


Робщ – общая рентабельность,
Чп – чистая прибыль,
Оа – стоимость оборотных активов.

Внутренняя норма

Этот анализ рентабельности позволяет определить эффективность вложений. То есть размер стоимости капитала должен быть выше минимальный показатель внутренней рентабельности. Расчет рентабельности в этом случае сложный и длительный. Но решение об инвестировании обычно принимается именно на основании этого показателя.

Основные средства

Расчет рентабельности бизнеса не всегда строится на одних только показателях прибыли. Надо брать и относительные показатели. Но в первую очередь по основным средствам предприятия и должна вычисляться рентабельность бизнеса - формула расчета такая:

Рос = Чп/Ос, где


Рос – рентабельность основных средств,
Чп – чистая прибыль,
Ос – стоимость основных средств.

Показатель демонстрирует, какая часть дохода относится к единице стоимости основных средств организации.

Продажи

Расчет рентабельности продаж отражает результативность работы компании. В зависимости от типа прибыли вычисляют операционную рентабельность и валовой прибыли.

Прибыль валовая показывает остаток между разницей выручки и себестоимости. Рассчитывается так:

Рпвп = Вп/В, где


Вп – валовая прибыль,
В – выручка.

Если показатель рассчитывается на основе чистой прибыли берется такая формула:

Рчп = Чп/В, где


Чп – чистая прибыль,
В – выручка.

Расчет рентабельности операционной:

Ор = EBIT/В, где


EBIT – прибыль до вычет и налогов,
В – выручка.

На предприятиях длительного цикла производства рентабельность может оказаться даже выше предприятий с высоким оборотом. Также можно вывести рентабельность проданной продукции.

Порог рентабельности

Для обозначения порога рентабельности используют и другие наименования: точка безубыточности, критическая точка, критический объем реализации или производства. То есть это период, когда общие затраты равны общим доходам.

Показатель рассчитывается так:

Пр = Зп/Квм, где


Пр – порог рентабельности,
Зп – постоянные затраты,
Квм – коэффициент валовой маржи.

Обратите внимание, что валовая маржа рассчитывается так:

Вм = В – Зпр, где


Вм –валовая маржа,
В – выручка,
Зпр – переменные затраты,

Квм = Вм/В


То есть объем продаж ниже этого показателя демонстрирует убыточность, а выше – прибыльность. Чем выше объем продаж, тем меньше постоянные затраты на одну единицу продукции.

Затраты

Данный показатель демонстрирует, насколько окупаются затрачиваемый средства, какой размер прибыли получает организация с вложений, насколько эффективно она использует свои средства.

Для расчета прибыль соотносится с расходами, вследствие которых компания получила эту прибыль. Эти расходы списываются с баланса и декапитализируются.

В этом случае рентабельность вычисляют так:

Рз = П/Др, где


П – прибыль,
Др – декапитализированные расходы.

Этот показатель показывает, насколько окупаются расходы, направленные на конкретные направления деятельности компании. Но при этом он показывает, какая идет отдача от вложенных средств. Эти параметры можно вычислить, определяя рентабельность активов по другой формуле.

Факторный анализ

Данный анализ представляет собой часть финансового анализа. Факторный анализ делится на множество различных моделей. Чаще всего используются кратные, мультипликативные и аддитивные модели. Основной принцип их построения – формирование между факторами зависимости математической, которые используются при анализе.

При этом кратная модель подразумевает деление факторов друг на друга, мультипликативная – произведение этих факторов. В аддитивной они суммируются или вычисляются.

Эти модели можно комбинировать, получая новые, смешанные модели. Чтобы провести полноценный расчет рентабельности бизнеса, необходимо использовать многофакторные модели, а в них задействовать самые разные показатели рентабельности.

Чтобы закрепить свои знания и до конца разобраться в вопросе, посмотрите видео на тему: "Что такое рентабельность бизнеса":






Поделиться в социальных сетях:

Подпишись на ежедневную рассылку лучших статей!

Вы можете отписаться в любой момент

Похожие материалы:







РАЗМЕСТИТЬ ФРАНШИЗУ
добавить франшизу в каталог
РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ
стоимость размещения рекламы
gazeta42.ru 2011-2022 l Все для вашего бизнеса: бизнес идеи и бизнес планы, бизнес книги, бизнес статьи Копирование материала приветствуется при наличии активной ссылки на gazeta42.ru

Администрация сайта не несет ответственность за предоставленную информацию.
18+