Необходимость в
разработке бизнес-плана обычно появляется в случае структурных или организационных изменений в компании, требующих дополнительного финансирования.
Бизнес-план — это документ, содержащий всю необходимую для инвесторов информацию о предприятии или новом проекте. Однако он может использоваться внутри предприятия при разработке стратегии дальнейшего развития.
На сегодняшний день, чтобы составить бизнес-план, нет необходимости придерживаться четких рекомендаций. Однако, чтобы написать правильный бизнес-план, нужно знать его структуру. Итак,
основные разделы бизнес-плана:
•
Резюме.
Это раздел бизнес-плана, рекламирующий ваш проект. Приступая к бизнес-планированию, тщательно продумайте этот раздел.
Назначение бизнес-плана — получить поддержку потенциальных инвесторов, и резюме — это тот раздел, который подробнее всего изучают инвесторы. Укажите здесь основную идею, ожидаемые результаты от реализации проекта, размер кредита, его цель и предполагаемый срок погашения, возможные риски, гарантии, а также долю собственных средств.
В последнее время инвесторы и банки требуют оформления этого раздела в форме презентации, выполненной в Power Point.
•
Описание предприятия.
История создания предприятия, основные направления деятельности, этапы развития.
Чтобы
сделать бизнес-план четким, укажите в этом разделе финансово-экономические показатели деятельности, при этом лучше разбить данные по кварталам или месяцам.
Если предприятие имеет кредитные обязательства, укажите график возврата средств.
•
Информация об отрасли.
При написании бизнес-плана данные для этого раздела можно запросить в Госкомстате или отраслевом министерстве. Консультационная компания может выполнить для вас анализ развития отрасли.
•
Описание продукции или услуг.
Подробное описание продукции (услуг), которую вы предлагаете, ее преимущества для потребителей. Пишите этот раздел простым и четким языком, старайтесь избегать профессиональных терминов, чтобы сделать бизнес-план понятным для непрофессионала.
Если вы стремитесь
составить бизнес-план правильно, в этом разделе важно обратить внимание будущих инвесторов на эксклюзивность вашей продукции (услуги), ее основные достоинства, уникальные свойства.
Если вы владеете патентом, авторскими правами (или эксклюзивными правами на распространение), обязательно укажите это.
•
Производственный план.
Этот раздел бизнес-плана должен отражать рабочие и производственные процессы, расположение помещений, производственных площадей, оборудования; вопросы, связанные с организацией работы персонала. Отметьте, если вы планируете привлекать субподрядчиков.
Кратко опишите систему выпуска продукции и контроля процессов производства.
Чтобы
сделать бизнес-план полным, разместите здесь информацию по основным поставщикам, срокам поставок, возможности быстрого увеличения или сокращения выпуска продукции.
При разработке бизнес-плана к написанию этого раздела можно привлечь отраслевые проектные организации.
•
Маркетинг и сбыт продукции или услуг.
В этом разделе укажите причины, по которым ваша продукция будет пользоваться спросом. Покажите будущим партнерам или инвесторам принципы ценообразования, пути распространения продукции, план рекламной кампании, организацию постпродажного обслуживания.
Следует отметить, что если с
написанием бизнес-плана в целом можно самостоятельно, то за консультацией по этому разделу лучше обратиться к специалистам по маркетингу.
Преимуществом бизнес-плана будут приложенные договора на поставку или протоколы о намерениях.
•
Ценообразование.
В правильном бизнес-плане этот раздел содержит принципы образования цены товара (или услуги), основные составляющие, условия возможных акций и дисконтной политики, анализ конкурентоспособности продукции, прогноз ожидаемых объемов продаж.
•
Конкуренция.
Бизнес-планирование предусматривает обязательную оценку сильных и слабых сторон возможных предприятий-конкурентов, а также их продукции.
Для этого используются такие показатели, как объемы продаж, численность персонала, затраты на производство и т.д.
Постарайтесь найти информацию о конкурентах перед тем, как составить бизнес-план.
Для инвесторов важно увидеть в данном разделе принципы организации системы реализации вашей продукции, предложения по увеличению конкурентоспособности, требования к квалификации менеджеров по продажам.
•
Организационный план.
В этом разделе описывается работа руководящей группы в целом и конкретная роль каждого ее члена.
Здесь же указывается форма собственности и планируемая численность персонала организации.
Если вы уже заручились поддержкой партнеров — расскажите о них в этом разделе. Покажите, каким образом будет осуществляться мотивация и поддержка ведущих специалистов (долевое участие, оклад, премии).
•
График реализации проекта.
Предоставьте инвесторам план рабочих мероприятий и график выполнения работ.
•
Финансовый план.
Это один из ключевых разделов, на который обращают внимание инвесторы при ознакомлении с содержанием бизнес-плана. Данные этого раздела могут повлиять на принятие решения об инвестиционной привлекательности вашего проекта. Приведите здесь примерные значения затрат на производство продукции, расчет себестоимости, рассчитайте таблицу расходов и доходов, смету расходов на организацию проекта, обозначьте формы финансовой отчетности.
Финансовый план может быть составлен с помощью специализированных программных продуктов, учитывающих направленность и содержание бизнес-плана.
•
Гарантии и риски.
Перед тем как написать бизнес-план, продумайте все возможные риски и форс-мажорные обстоятельства и укажите их в этом разделе. Здесь же следует предоставить гарантии возврата заемных денежных средств.
В зависимости от нюансов проекта
содержание бизнес-плана может меняться. К примеру, отдельный раздел появится при использовании лизингового оборудования. Внимательное изучение требований к бизнес-плану в целом и каждому его разделу позволит при необходимости осуществить
самостоятельную разработку бизнес-плана.