Достаточно давно принято применять анализ управленческих решений, бизнес-идей, проектов и стратегий при помощи
SWOT-анализа предприятия. Данный метод довольно прост, однако очень эффективен, так как предоставляет возможность выяснить слабые стороны и потенциальные возможности проекта. SWOT – представляет собой аббревиатуру, которая расшифровывается следующим образом: сильные стороны (strengths), слабые места (weaknesses), возможности (opportunities), угрозы (threats).
Сопоставив все имеющиеся факторы, которые влияют на работу организации или выпуска готового продукта, относящегося к данным категориям, можно попробовать искоренить негатив и усилить потенциально сильные стороны перед началом запуска.
SWOT-анализ внутренней и внешней среды предприятия
К критериям внутренней среды предприятия относятся слабые и сильные стороны. Другими словами, это произвольные характеристики будущего бизнес проекта, которые предоставляют дополнительные шансы на успешный результат и дают значительные преимущества на рынке, к тому же, возмещают то, что не хватает данному проекту, но имеется у конкурентов. Сильные стороны представляют собой, суперпрофессиональных сотрудников с большим опытом работы, наличие клиентской базы, личные связи руководительского состава с потенциальными заказчиками. Слабые места, могут представлять из себя противоположные факторы, к примеру, невозможность окончательной доработки продукта (товара) из-за отсутствия клиентской базы или нехватки финансовых средств.
К критериям внешней среды относятся возможные угрозы и проблемные ситуации. В данном случае, это все, что может повлиять на бизнес проект организации снаружи, предоставляет дополнительные бонусы или снижает шансы результативности идеи. Например, спад или рост сегмента рынка, благоприятная экономическая ситуация, повышенный интерес инвесторов и наоборот, угасание внимания и кризис.
То есть среди факторов внешнего окружения, может быть структура сбыта, тенденция рынка, препятствия входа на рынок, конкурентная среда, а так же политическая ситуация и законодательство, экономическое положение региона, страны, социально-демографические факторы, международная среда, изменения технологий и экологическая среда.
Внутренние факторы необходимо искать в данном списке: персонал, менеджмент, маркетинг, анализ системы сбыта организации, анализ активности конкурентов, анализ продуктивного портфеля, анализ ценовой политики.
SWOT-анализ предприятия не берет во внимание обязательное использование определенных экономических и финансовых категорий. Поэтому этот метод применяется в самых различных ситуациях для создания стратегий любого вида организаций.
Положительные стороны SWOT-анализ
Удобство
SWOT-анализ предприятия основывается на том, что сформулировав возможные проблемы для бизнеса, возможно устранить мешающие факторы и скорректировать стратегию.