Мотивация сотрудников — это система, включающая в себя все преимущества и вознаграждения, желаемые наемным работником, которые работодатель может ему предложить в обмен на вклад в достижение целей компании.
Некоторые специалисты видят принципиальную разницу в понятиях «
мотивация персонала» и «
стимулирование персонала». С их точки зрения,
мотивация персонала — это внутренние побудительные мотивы к действиям, определяемые потребностями, в то время как стимулирование — это воздействие работодателя с целью побудить сотрудника к выполнению необходимых действий. Однако на практике не наблюдается различия в употреблении этих понятий, поэтому в данной статье они будут использоваться как синонимы и иметь одинаковый смысл.
Система мотивации сотрудников определяется в соответствии с целями и задачами компании и должна быть непосредственно связана с другими системами организации — системой продаж, финансовой системой и т. д.
Для увеличения мотивации сотрудников могут применяться компенсационные и некомпенсационные методы. К первым относятся материально измеримые способы повышения мотивации:
• оплата выполненной работы или производительности;
• оплата больничных листов;
• отсроченный доход;
• оплата сверхурочной работы;
• оплата, аналогичная доходу;
• дальнейшие выплаты при утрате работы.
Некомпенсационные методы увеличения мотивации сотрудников:
• достойные условия работы, получение удовлетворенности от своей деятельности;
• возможность внутреннего роста и эмоционального совершенствования;
• комфортный психологический климат в коллективе;
• ресурсы, в достаточном объеме предоставленные для выполнения заданий;
• поддержка руководства.
Увеличение мотивации сотрудников является одной из важнейших, и одновременно одной из самых сложных задач, стоящих перед руководством компании. В результате внедрения системы мотивации персонала и ее стабильного функционирования наблюдается существенный рост финансовых показателей, расширение клиентской базы, улучшение результатов работы персонала.
Этапы внедрения системы повышения мотивации:
• постановка основных целей деятельности компании;
• создание рабочей группы;
• составление плана разработки и внедрения системы увеличения мотивации сотрудников;
• представление плана менеджерам компании и его утверждение;
• разработка системы финансового вознаграждения;
• разработка и утверждение показателей, являющихся основанием для премирования;
• разработка некомпенсационных методов мотивации;
• подготовка регламентирующей документации;
• ознакомление с системой персонала и руководства;
• функционирование системы в тестовом режиме, дополнительные настройки при необходимости;
• ввод системы мотивации в рабочий режим;
• мониторинг, анализ результатов работы.
Систему увеличения мотивации своих сотрудников лучше вводить в компании поэтапно, без резких изменений, разъясняя персоналу каждый шаг внедрения системы.