В задачу руководителя входит решать поставленные задачи, используя исключительно потенциал своих подчиненных.
Управление своими помощниками может происходить
разными способами:
-
авторитарным, когда мотивация сотрудников идет исключительно за счет страха наказания, при этом отданные приказы не должны обсуждаться;
-
демократичное, когда отношения между руководителем и подчиненными строятся на доверии и взаимоуважении, а для решения поставленных задач используется заинтересованность и творческое стимулирование;
Стать руководителем можно в таких ситуациях как:
- вы сами сформируете свою команду;
- возглавите бывших коллег;
- вас пригласят возглавить новую компанию.
Самым простым способом руководить является первая ситуация, поскольку вы сами сформировали команду и знаете к ней подход. Во втором и третьем варианте может быть оказано некоторое сопротивление со стороны недовольных сотрудников, поскольку они будут воспринимать как чужака.
Данная статья раскроет
ценные советы молодым руководителям.
1. Отношение к сотрудникам.
-
Будьте добрее. Если вы думаете, что все люди только смотрят телевизор и жаждут заполучить как можно денег, то вы не готовы к руководящей должности. Для того, чтобы стать успешным руководителем вы должны изменить свои взгляды, проявляя заботу и доброту по отношению к окружающим. Самым лучшим вариантом является та работа, которая воспринимается как второй дом, а руководитель отождествляется с матерью или отцом.
-
Не старайтесь казаться умнее окружающих. Руководитель, хоть и возглавляет организацию, но всего знать не может по определению. Ведь в задачу начальника входить довериться своим подчиненным, а не перепроверять их работу. Совет руководителю: предоставьте своим коллегам возможность работать в соответствии со своими знаниями и квалификацией.
-
Предоставлять право на ошибку своим подчиненным. Не стоит контролировать каждый их шаг, ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Возможно, что некоторую работу вы бы выполнили лучше, чем ваш сотрудник, но чтобы не получить в итоге безынициативного работника, необходимо предоставлять ему возможность проявить себя и свои знания.
-
Старайтесь работать с теми, кому можете довериться. Если вы не доверяете своему сотруднику выполнение тех или иных обязанностей, то как можно с ним работать. Если ваш подчиненный совершил ошибку, то не оставляйте ее без внимания: проинструктируйте, отправьте на стажировку, но не теряйте доверия.
-
Соблюдайте дистанцию с подчиненными. Руководитель всегда должен представлять собой авторитет для окружающих. Если же возникают дружеские отношения между руководителем и подчиненным, то руководитель уже становится близким человеком и очень сложно требовать беспрекословного исполнения тех или иных обязанностей от сотрудника. Поэтому совет руководителю: если вы не можете сохранять позицию лидера в дружеских отношениях, то лучше воздержаться от панибратства.
2. Функции настоящего руководителя.
-
создание интересных задач для сотрудников. Это необходимо для того, чтобы заинтересовать сотрудников организации, ведь они не рабы, а ваши дети. Не стоит принуждать или заставлять работников что-то делать против их воли, лучше всего, когда он будет сам заинтересован в решении данной задачи. Совет руководителю: первые признаки «капризов» со стороны подчиненных они стать для вас сигналом к проработке более интересного задания, чтобы в итоге получить удовлетворительный результат;
-
расстановка приоритетов. Если сотруднику поручено выполнение нескольких задач, то он начинает на них распыляться, не успевая доделывать до конца. Для большей эффективности руководителю необходимо расставить задачи в порядке приоритетности с указанием точных сроков их исполнения. В этом случае вы сможете четко проконтролировать степень выполнения работы и сосредоточите сотрудника на конкретной задаче;
-
проставляйте оценки сотрудникам. Это будет являться своеобразной обратной связью, которая будет выражаться в одобрении или неодобрении со стороны начальства. Иногда подобные оценки стимулируют сильнее, чем денежные премии или штрафные санкции. Не стоит забывать говорить своим подчиненным, что они «молодцы» или «что вы сегодня расслабились»;
-
личный пример. Помните, что чаще всего поведение сотрудников является зеркальным отображением поведения руководителя. Если руководитель постоянно опаздывает, то и сотрудники будут страдать от такой привычки. Поэтому совет руководителю: начните с себя и сотрудники за вами потянутся;
-
стимулируйте развитие своих сотрудников. Помните, что конкуренты не спят и всегда совершенствуют свои товары, услуги, а также систему продаж. Те компании, которые стоят на месте и не делают попыток для развития, в скором времени будут вытеснены с рынка более современными организациями. Совет руководителю: стимулируйте развитие своих сотрудников тренингами и различными стажировками, предложите премию тому, кто найдет инновационный подход к решению поставленной задачи;
-
сформируйте единую команду. Подмечено, что сплоченный коллектив справляется с поставленными задачами намного эффективнее, чем тот коллектив, где таких отношений не присутствует. Поэтому старайтесь сплотить свою команду совместными занятиями (боулинг или пейнтбол, катание на роликах или организация пикников в выходной день). Чем больше времени вы будете проводить со своим коллективом, тем дружнее он будет.
3. Прием новых сотрудников.
Помните, что работать нужно с тем, кому сможешь доверить свое дело. Для руководителя важно принять на работу такого сотрудника, который подходил бы по всем статьям. Поэтому необходимо очень серьезно подходить к вопросу подбора персонала.
-
подготовьтесь к собеседованию. Для этого необходимо заранее продумать те вопросы, которые бы вы хотели задать соискателю. Не зацикливайтесь только на профессиональных вопросах, можно спросить про увлечения, личную жизнь и дальнейшие планы. Во время собеседования оценивайте манеру речи, чувства юмора и опрятность соискателя.
-
спрашивайте рекомендации. Чтобы удостовериться в правильности слов соискателя можно потребовать рекомендации с прежних мест работы, при наличии которых вы сможете узнать о будущем работнике дополнительные сведения или же о достоверности предоставленных данных.
-
назначайте испытательный срок. При приеме нового сотрудника невозможно за месяц изучить его полностью. Конечно, за 1 месяц работник может продемонстрировать свои профессиональные навыки, чего не скажешь про личные качества, которые могут проявиться позже. Поэтому самым оптимальным
испытательным сроком является 3 месяца, за которые вы сможете изучить нового сотрудника от и до. Совет руководителю: помните, что профессиональные навыки можно подкорректировать стажировками и тренингами, чего не проработаешь с личными качествами. Если работник безынициативен и при многозадачности у него все валится из рук, то его уже не исправить.
-
подбирайте единомышленников. Для руководителя немаловажно подобрать себе команду с теми же ценностями, которые он исповедует. Если вы считаете, что работа превыше всего, то лучше всего брать в свою команду
людей-трудоголиков, а не тех, кто постоянно смотрит на часы в ожидании часа «Х» и по его достижении быстро собирают вещи и убегают домой.
4. Руководящая должность в новой организации.
Эта достаточно сложная задача – прийти на руководящую должность в новую компанию. Вас воспринимают как чужака, для вас все ново и незнакомо. От вас потребуется не только войти в курс дела, но и найти подход к своим подчиненным.
-
старайтесь влиться в коллектив. Не стоит сразу демонстрировать свою власть коллективу, поскольку это может вызвать негатив по отношению к вам. Старайтесь обходить острые углы, не поддаваться на провокации, не стесняйтесь просить о помощи у старых сотрудников, ссылаясь на то, что вы только входите в курс дела и вам необходима поддержка с их стороны.
-
найдите общий язык с неформальным лидером. В каждом сложившемся коллективе существует неформальный лидер, который пользуется уважением большинства сотрудников. Вы должны найти общий язык с таким человеком либо поручив ему ответственное задание или просто подкупив его (отправка на стажировку или приобретение ему нового компьютерного оборудования). Если это не помогает, то стоит наладить контакт со всеми другими сотрудниками, возможно тогда, они перейдут на вашу сторону и неформальный лидер окажется в меньшинстве.
-
заслужите уважение. Не стоит рассчитывать на то, что руководящая должность заставит сотрудников вам подчиняться. Вы должны
стать для них авторитетом, заслужив уважение. Каким образом добиться уважения со стороны новых коллег? Во-первых, вы его можете заслужить с помощью самоотверженной отдачи рабочему процессу. Во-вторых, человеческим отношением к окружающим. В-третьих, своей целеустремленностью и настойчивостью.
Таким образом, самым
главным качеством для руководителя является лидерство, которое проявляется в мотивации окружающих на определенные действия. Станьте лидером для своих коллег и положительные результаты работы не заставят себя долго ждать.