Известный
принцип Парето (правило 80/20) основан на том, что 20% усилий приносят 80% результата, а 80% усилий затрачиваются ради 20% результата. Следовательно, определив оптимальные ресурсы, эффективного результата можно добиться, приложив минимум усилий.
Правило Парето является одним из самых известных методов оценки эффективности деятельности. Применение правила 80/20 многими известными бизнесменами, инвесторами, изобретателями привело к созданию именно такой картины мира, в которой мы существуем.
Те, кто не использует
закон Парето в бизнесе и в жизни, не осознавая всю его значимость, ошибочно считают примерно равными всех клиентов по уровню приносимой ими прибыли, наемных сотрудников — по уровню эффективности, дни недели — по продуктивности.
Однако многократный анализ применения закона Парето подтвердил, что на достижение конечного результата основное влияние оказывает минимальное количество целенаправленных действий.
Закон Парето получил свое название в честь его открывателя — экономиста
Вильфредо Парето, который в конце 19 века, исследуя закономерности распределения богатства среди различных слоев населения Англии, получил следующее процентное отношение — 20% населения страны владеет 80% всех благ. Более глубокий анализ тогда показал, что 65% богатств распределены между 10% населения, 50% - между 5% населения Англии. Парето получил аналогичные результаты, исследуя экономики разных стран в разные исторические периоды.
Тогда, в 19 веке, ученый не смог объяснить правило 80/20 и донести его значимость до широких слоев населения. И только в 1949 году другой ученый — профессор Гарвардского Университета
Джордж К. Зипф выявил следующую закономерность —
20-25% усилий дают около 80% от максимального результата.
Примерно в тот же период при исследовании статистики распределения брака на производстве
Иосиф Юран еще раз подтвердил существование соотношения 80/20. Дальнейшие исследования позволили ему утверждать, что это соотношение можно использовать при исследовании распределения аварий, криминальных случаев и т. д.
Однако на бизнесменов США исследования Юрана впечатления не произвели. В 1953 году со своими лекциями на эту тему он уехал в Японию и нашел там поддержку. В течение нескольких лет он сотрудничал с крупными японскими корпорациями и вернулся в США лишь в 1970-х годах. Надо сказать, что применение правила Парето вызвало промышленный переворот в этих двух государствах.
Впервые
закон Парето был активно применен в маркетинге корпорацией IBM. В 1963 году инженеры IT-гиганта обратили внимание на то, что компьютеры затрачивают 80% времени на обработку 20% операций. Ими было принято решение определить 20% наиболее часто используемых задач и сделать их для пользователя максимально функциональными и удобными. Компьютеры, созданные в результате эксперимента, были быстрее аналогичных моделей конкурентов.
В отношении клиентов закон Парето предполагает, что
80% прибыли нам приносят лишь 20% клиентов, остальные, помимо того что не приносят доходов, тратят время персонала. Из чего следует, что основные усилия должны быть сконцентрированы на работе с высокопотенциалными клиентами.
Радикальные изменения в процессе деятельности не должны пугать руководителей и менеджеров — за этим обязательно последует возросшие в разы эффективность производства и уровень прибыли.
В соответствии с законом Парето можно не стремиться к максимуму, а ограничиться 80% результата, затратив при этом незначительные ресурсы и получив основную долю прибыли.