Исходным пунктом межличностной коммуникации считается самосознание, представление человека о себе, что и определяет выбор самого собеседника и содержание его общения. Самосознание должно быть полностью адекватным, ведь никак не стоит занижать свои достоинства и, конечно же, нельзя вдаваться в самолюбие. Поскольку из-за этого отношение остальных людей будет к вам критической, что достаточно негативно отразиться на вашем общении.
Самосознание создано для того, чтобы человек смог самораскрыться, то есть представить себя другим, что входит в основу приемов коммуникации. Презентация самого себя имеет название – личностное PR – благоприятная информация о себе, которая сообщается партнеру невербальными и вербальными средствами.
Самое большое раскрытие происходит в период коммуникации между очень близкими друзьями. Ведь самораскрытие дает возможность коммуникаторам понять друг дружку и помочь каким-либо действием или же советом. В данном процессе особую важность имеет возможность быть самодостаточной личностью, которая уверенно выбирает о чем, с кем и при какой степени откровенности общаться.
Самодостаточная личность всегда знает, как правильно решить помехи, она всегда учиться быть счастливой, а также, верить в приемы эффективной коммуникации. Данная личность постоянно способна к естественной презентации и подача самого себя всегда согласуется с оценкой, которую дают окружающие.
В двадцатом веке 60-70 годов особую важность для исследователей имела связь понимания и открытости. Именно в это время особую популярность набрала идеология «честной коммуникации», и достаточно активно набралось стремление к межличностному общению. Карл Роджерс назвал цель коммуникации, и она звучит так: «адекватное понимание самого себя и остальных, а понимание может быть в честной коммуникации». Гуманистическая психология гласит о том, что межличностное понимание происходит благодаря самораскрытию, обратной связи и восприятию открывания других людей. А нечестность вызывает непонимание и некую неудовлетворенность в отношениях, что также, вызывает барьеры общения.
В
приемы эффективной коммуникации входит открытость в отношениях и возможность свободно представлять себя другим и других самому себе. Чем сильнее у человека открытость, тем сильнее развивается его личность.
Проблема эффективной коммуникации в том, что мир, является социальным, и если другие люди закрываются, односторонняя открытость легко может нанести вред личности. Здесь требуется умное срытие, для того, чтобы хитрые и закрытие люди не смогли воспользоваться вами в своих каких-то корыстных целях. Закрытость приводит к безопасности и автономии, а открытость же, наоборот – к единству, сотрудничеству и близости, но при условии, что с вами единомышленники. В реальной жизни все оказывается намного сложнее, и главное правило это – осторожность в управлении. Ведь управляя, следует всегда держаться в границах нежелательного и возможного.
К приемам эффективной коммуникации относиться воздействие, которое имеет две формы:
Деструктивная форма способна вызвать неудовлетворенность или же нанести вред отношениям.
Конструктивная форма вызывает улучшение коммуникации и помогает в построение отношений.
Также, в приемах коммуникаций воздействие способно проявляться в четырех формах:
Аргументированность, то есть поддержка своей личной точки зрение и опровержение точки зрения своего оппонента.
Утверждение, является лучшим активным действием, которое помогает реализации своих личных интересов, ведь это продвижение своих каких-либо прав без ущемления прав остальных коммуникаторов.
Проявление гнева, раздражения, возмущения и отрицания – отрицательное воздействие.
Вербальная агрессивность, достаточно часто бывает связана с враждебностью. Проявляется в момент стремления эмоционально обидеть человека.
Если человек склонен к агрессии он враждебностью компенсирует свою нехватку аргументов. Поэтому коммуникаторов разделяют на две группы: агрессоры и аргументаторы. В реальной жизни они бывают различных видов, большинство зависит от ситуаций. Двусмысленное поведение обусловливается обстоятельствами, например, человек прибегает к данному поведению в какой-либо спорной ситуации.
К приемам эффективной коммуникации относиться межличностная адаптация, которая проявляется в приспосабливании темпа речи, громкости, жестикуляции, и т.д. Если коммуникатор желает подчеркнуть определенные различия от делает обратное. Это дивергенция – усиление различий и конвергенция – усиление сходства.
Дивергенция и конвергенция бывают: частичной и полной; невзаимной и взаимной; инстинктивной, стихийной и осознаваемой.
Дивергенция очень важна для увеличения или сохранения дистанции, а конвергенция для усиления общности и единства. Все люди ценят конвергенцию, но только с определенным соблюдением меру, ведь необходимо всегда сохранять свой стиль и при этом уметь адаптироваться к ситуации.
Для избежание барьеров общения существуют методы достижения уступок. Данная теория основана на том, что человек желает получить от другого одно в обмен на что-то другое. Методы по достижению уступок разделяют на пять кластеров: наказание, безличные обязательства, вознаграждение, экспертиза, личные обязательства. У них есть множество разновидностей: угроза наказания, негативная экспертиза, обещание наград за уступки, изображение дружеского расположения, призыв к долгу, обращение к морали, показ уважения, положительный пример, показ неуважения, и многое другое.
Благодаря исследованиям выявлено четыре основные группы:
Методы, которые основаны на санкциях.
Убеждение с целью уступок.
Методы, которые основаны на рациональном основании или же внушении.
Контроль за происходящей ситуацией с помощью других или же своими силами.
Существуют методы разрешения конфликтов.
Люди понимают причины возникновения конфликтов из-за субъективного понимания поведения человека.
Всего три метода разрешения конфликтов:
Кооперативное поведение, возникает тогда, когда все коммуникаторы желают достичь взаимных хороших результатов и принимают ответственность за итог в разрешение происходящего конфликта.
Уход от конфликта, бывает уклончивым и прямым.
Конкурентное поведение, происходит тогда, когда один коммуникатор начинает критиковать своего партнера и не соглашается с его личным мнением.
Выбор стратегии и методики зависит только от сути происходящей ситуации и поведения всех коммуникаторов.