В мире наших настроений новые тенденции раскрыла такая наука, как психология:
эмоциональное заражение – это одна из тем, которые сегодня плотно исследуются учеными. Так, американские специалисты совместно с владельцами сети Facebook провели эксперимент над ее пользователями. В результате сделан вывод, что посты в ленте социальной сети оказывают эмоциональное заражение на того, у кого они высвечиваются. Так, если людям в основном публиковали в ленте новости негативного характера, он сам начинал делать посты соответствующего содержания.
Но психология знакома с этим явлением давно.
Эмоциональное заражение – это считывание и копирование состояния другого через позы, мимику, жесты, речь, тон голоса и т.д. Это автоматическая реакция, которая обычно проводится неосознанно. Яркий тому пример – младенцы, которые четко определяют эмоциональный фон матери и тут же его копируют.
Причем считается, что эмоциональное заражение негативными переживаниями перенимается слепо, в то время как позитивное связывают с самоконтролем. Уверенный оратор может заразить своим оптимизмом аудиторию, если не поддастся ее настроению и не переймет от нее скуку и отсутствие интереса. Это тоже психология толпы.
Возможные сложности
Интересно, что исследование в социальной сети того, как действует эмоциональное заражение, вызвало резонанс после обнародования. Многие высказали свой протест, из-за того, что стали объектом экспериментов без их согласия. Исследование даже получило собственное название – эксперимент по
манипулированию эмоциями пользователей.
Однако нашлись и приверженцы таких действий. Например, предприниматели увидели в нем сходство с применяемым в бизнесе A/B-тестированием. Нажимая кнопку нравится под теми или иными картинками, мы волей-неволей участвуем в каком-то исследовании, хотя, по сути, пришли в сеть для общения.
Кто-то назвал этот эксперимент совершенно неэтичным и засудил его, но известно, что эмоциональное заражение широко используется в политике и СМИ для создания определенных настроений в массах. Так что вопрос этичности оказывается неуместен. Но другие увидели за этим экспериментом новую возможность манипулировать пользователями сети, вызывая у них нужное
эмоциональное заражение. Особенно это важно, когда понимаешь, что соцсеть – это тоже бизнес.
Как относиться к этому эксперименту? С одной стороны, некрасиво, что он проводился без ведома участников. Но с другой стороны, результаты выложены в сеть для общего доступа. Рано или поздно исследование эмоционального заражения пользователей все равно состоялось бы. Поэтому лучше сказать исследователям спасибо за то, что они не сделали из него тайну и рассказали о результатах всем, даже тем, кто не участвовал в
эмоциональном заражении на Facebook.
Сегодня, Во время информационных войн и повсеместной манипуляции нашим сознанием, крайне важно выработать в себе критичность мышления. Надо следить за гигиеной своего общения, информации, которую мы читаем и слушаем. Об этом часто говорит психология, но мы не всегда слышим ее последователей. Но информация о том, что новостная лента соцсети может оказывать на вас влияние – тоже полезная информация, которой стоит пользоваться. Надо помнить, что за пределами сети тоже существует жизнь, в которой действует та же
психология: эмоциональное заражение мы можем получать и от общения в живую.