С каждым может произойти такая ситуация, как порча товара по неосторожности, что же предпринимать и как себя вести, если вы случайно разбили товар в супермаркете? Как регулируется разбитие товара по закону?
Что может потребовать от вас персонал?
Давайте обратимся к закону, он гласит, что собственник, в нашем случаем, супермаркет, берет полный риск и ответственность на себя в случае ненамеренного повреждения или порчи товара (статья 211 ГК РФ). Покупатель же несет ответственность за товар, только когда совершилась купля-продажа, которая в данном случае является выдача кассиром товарного чека потребителю. Другими словами, ответственность магазина за сохранность товара распространяется до того момента, пока товар не оплачен, а покупателю не выдан товарный чек о покупке.
Статья 211. Риск случайной гибели имущества
Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Тем не менее, существуют определенные нюансы, которые необходимо знать. Действительно ли товар был разбит случайно либо может быть, эта все-таки вина покупателя. В гражданском праве, имеется такой термин, как презумпция невиновности (основной принцип презумпции невиновности гласит: «
Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное»), то есть покупатель должен предоставить доказательства, что порча товара произошла не по его вине. Если же, супермаркет докажет вину покупателя, то платить за разбитый товар в магазине, придется именно ему.
На какие ситуации распространяется ответственность покупателя:
• Вы специально испортили продаваемый товар, к примеру, кинули шампанское в витрину, и это зафиксировали камеры видеонаблюдения;
• Вы непреднамеренно повредили продукцию. В общем гражданском праве, имеется такая форма вины, как неосторожность. К примеру, человек взял с полки красивую вазу, но не проявил к товару должной заботы и осмотрительности. В итоге, ваза выскользнула из рук и разбилась о пол. Эту ситуацию можно расценивать, как порча товара по неосторожности;
• Ответственность покупателя считается, в случае порчи товара, когда покупатель находился в состоянии алкогольного опьянения. К примеру, человек бегает по торговому залу и размахивает руками.
Ответственность магазина за испорченный товар:
Из-за мокрого пола, вы подскользнулись, во время падения зацепили рукой или корзиной товар, стоящий на полке. В такой ситуации, с вас полностью снимается ответственность за порчу имущества магазина. Так как, именно сотрудники магазина виноваты в том, что пол был мокрый, а мокрый проход был открыт для посетителей. К тому же, администрация супермаркета, должна была позаботиться о том, чтобы после каждого мытья полов, выставлялся соответствующий знак предупреждения, что полы помыты, а соответственно скользкие.
Именно Роспотребнадзор занимается жалобами, в случае, мокрых полов либо неудобной расстановки товаров.
Как поступать, если вынуждают платить за разбитый товар в магазине?
При условии, что покупатель берет на себя стопроцентную вину за порчу продукта в супермаркете, то он вправе произвести расчет за испорченный товар в добровольном порядке. Но, если гражданин не признает своей вины в содеянном, то взыскать с него сумму можно только в судебном порядке и ни как иначе.
При проявлении запугивания и конкретного давления персоналом и охранниками магазина, нарушаются ваши законные права. С этого момента, можете потребовать жалобную книгу и осуществить соответствующие записи о поведении работников. После, будет составлен акт о порче определенного товара, в котором вы обязательно излагаете свою версию, из-за чего произошел данный инцидент. Помните, что данный акт является очень важным и весомым документом и он обязательно будет рассмотрен на судебном процессе, вот почему составить его нужно грамотно и правильно.
Не следует положительно реагировать на просьбы сотрудников и охранников супермаркета о предоставлении паспорта или других документов подтверждающих вашу личность, так как это противозаконно. После ряда противозаконных действий по отношению к вам, вы вправе подать в суд на сотрудников торговой точки и требовать компенсации
морального ущерба.
Как поступить, если вы случайно разбили товар в магазине, а охранник вас насильно удерживает и не дает уйти, применяя грубую физическую силу?
После того, как произошел инцидент, в котором произошла порча имущества, к вам подошел охранник, которому вы все объяснили, но он вас не выпускает. В данном случае необходимо действовать следующим образом: потребовать вызвать администрацию магазина и объяснить им суть произошедшего.
В случае если они не согласятся с вами, потребовать судебного разбирательства на законных основаниях. Если это не произвело должного эффекта и продолжаются противоправные действия, в таком случае нужно вызывать полицию. После прибытия органов правопорядка, вы вправе
написать жалобу в Роспотребнадзор на магазин в целом, и жалобу на конкретных лиц, после этого будет административное расследование. Главное не бояться и действовать уверенно, помните, на вашей стороне закон, и никто не вправе ущемлять ваши законные права.