В данной статье мы подробно и на доступном языке рассмотрим,
что такое делегирование полномочий (основные методы), а также этапы, виды и принципы которым следует придерживаться.
По сути, делегирование – это:
- передача власти, задания, ответственности;
- постановка перед кем-либо какой-то цели с обязательным предоставлением средств для ее исполнения и несение ответственности за ее исполнение;
- долговременное распределение обязанностей;
- не дополнительная работа, которая назначается для подчиненного;
- не «отлынивание» от лишней работы.
Делегирование полномочий в организации.
Вертикальное делегирование – подразумевает передачу прав принимать решения вниз по структурным уровням управления.
Горизонтальное делегирование – подразумевает передачу прав принимать решения подчиненный организации, которые не являются руководителями.
Делегирование является эффективным управленческим приемом, который должен соблюдать определенные принципы:
1. Четкое знание требуемых действий и определения уровня исполнения;
2. Устанавливать временной отчет о результатах;
3. Коллектив обязан своевременно быть проинформирован, на кого распространяется власть делегирования.
4. Обеспечение подчиненных необходимой информацией
5. Оценивание сроков, а не методов достижения результатов
6. Предоставление подчиненным возможности самому выбирать делегируемые задания.
Виды делегирования полномочий.
Полное делегирование полномочий – это когда подчиненный несет полную ответственность за выполненную работы. В этом случае непосредственный начальник освобожден от работы.
Ограниченное делегирование полномочий – это когда выполнение возложено на подчиненного, а ответственность за конечный итог несет вместе с руководителем.
Нулевое делегирование полномочий – это когда подчиненный выполняет работу, а ответственность за итог возложена полностью на руководителя.
Обратное делегирование полномочий – полученное задание, подчиненный перекладывает его полностью на руководителя.
Различаются три этапа делегирования полномочий руководителя в управленческих структурах предприятий:
Первый этап – это когда
делегирование поддерживается на нулевом уровне , отчетность и нормирование детализированы, решения вырабатываются непосредственно централизованной структурой управления.
Второй этап – это когда предусматривается коллективное обсуждение проблем, выработка решений в ходе коллективного обсуждения, выделение сфер управленческой деятельности, совместное обсуждение вариантов решений.
Третий этап – это когда появляется понятие «запрета на вмешательство вышестоящего руководства». В третьем этапе
делегирования полномочий руководителя предусматривает ограниченную область руководства только на ближайших уровнях подчинения.
Мы рассмотрели
делегирование полномочий (основные методы), а также три этапа, четыре вида и шесть принципов которым следует придерживаться.