Процесс речевого взаимодействия в целях обмена знаниями и опытом для достижения определенного результата, реализации обсуждаемой идеи или решения конкретной проблемы называют деловым общением.
Деловое общение может быть прямым и косвенным.
Прямое деловое общение предусматривает непосредственный словесный контакт, в то время как при косвенном деловом общении партнеров разделяет временная или пространственная дистанция. Результативность прямого общения, как правило, выше, так как этот вид делового общения позволяет использовать и вербальные, и невербальные сигналы, а также другие социально-психологические методы.
Деловое общение отличается от личного наличием цели переговоров и задач, которые требуют решения. И если дружеский разговор может быть прекращен в любой момент, то время деловых переговоров обычно регламентировано.
Существуют различные формы делового общения:
• беседа между уполномоченными представителями организаций с целью решения проблем или установления партнерских отношений;
• переговоры — наиболее часто используемая разновидность делового общения с целью принятия взаимовыгодных решений;
• совещание — форма делового общения, используемая при необходимости коллективного обсуждения поставленных задач;
• публичное выступление — разновидность делового общения, при которой оратор передает информацию широкой аудитории.
Все эти виды делового общения в той или иной степени применяются в бизнес-процессах и при необходимости могут быть совмещены.
Но основной формой делового общения остаются переговоры, поэтому рассмотрим подробнее этапы деловых переговоров:
•
анализ — этап информационной подготовки к переговорам (сбор необходимых данных, их структуризация и группировка; определение степени значимости проблемы или задачи для партнеров обеих сторон);
•
планирование — предварительный поиск путей решения предназначенных для обсуждения задач;
•
дискуссия — непосредственное обсуждение идей, определение точек соприкосновения партнеров, принятие решения с учетом взаимных интересов.
Независимо от вида делового общения в процессе его ведения должны учитываться следующие принципы:
• установление партнерских отношений и взаимное уважение;
• тщательная предварительная подготовка и организация деловых переговоров;
• соблюдение норм этикета в процессе ведения деловых переговоров;
• способность предусмотреть и устранить возникновение негативных факторов в процессе делового общения.