О том,
как выжить малому бизнесу на российском рынке, можно рассуждать долго. Дефицит товаров и услуг остался в прошлом, а современные реалии предполагают серьезную конкуренцию между компаниями, довольно однотипными и по размеру и по предлагаемому ассортименту.
Те бизнес-приемы, что безотказно действовали в «лихие девяностые», в настоящее время малоэффективны при ведении бизнеса, а в худшем случае еще и противозаконны. Рынок перенасыщен и потребители стали разборчивыми – некачественный или слишком дорогой товар или услуга уже не принесут ожидаемой прибыли. За присутствие на рынке предприятия малого бизнеса борются в сфере идей и маркетинговых технологий.
Помимо возрастающих требований «избалованных» потребителей стоит учесть и влияние государства, слегка уменьшившее налоговое бремя для малого бизнеса, но заметно ужесточившее контроль за законностью его ведения. «Серые» схемы работы стали довольно рискованными, несмотря на то, что именно они позволяют удерживать цены на конкурентоспособном уровне.
Крупные компании стремятся «обелить» свой бизнес, так как они находятся в зоне повышенного внимания налоговых служб.
Ведение бизнеса становится более ресурсоемким, а значит, цены на товары и услуги необратимо растут. Этим компаниям выгодно, чтобы конкуренты также увеличили свои затраты или покинули рынок. Добиться этого сейчас можно совершенно законными методами – например, спровоцировать дополнительные проверки. Легализация бизнеса сейчас – очевидная необходимость. Но это лишь первый шаг. Упрочить свои позиции малому бизнесу поможет грамотный маркетинг.
Среди советов малому бизнесу можно выделить один, довольно необычный – ознакомьтесь с классикой маркетинга, работой Д.Траута и Э.Райса «
Позиционирование: битва за разум». Суть этой теории в том, что производителю следует бороться не столько за качество или доступность товара, сколько за то, чтобы его товар был узнаваем, то есть прочно занимал место «в разуме» потребителя. Если Вы производите мыло «
Красавица», то нужно, чтобы думая о мыле в целом, потребитель в первую очередь вспоминал название «
Красавица». Даже если товары конкурентов будут объективно лучше Вашего, потребитель все равно купит у Вас!
Однако «свято место пусто не бывает», и скорее всего, к моменту Вашего выхода на рынок там уже есть лидер. Покажите свои выгодные отличия! Причем сделать это надо ДО выхода на рынок, на стадии работы с идеей бизнеса. Учредителю бизнесу следует определиться с тем, какую нишу на рынке смогла бы занять его компания. Дальнейшие действия – это вотчина маркетологов.
Отлично позиционирует себя на рынке, например, русский квас. В рекламной компании он решительно отмежевывается от главных конкурентов – «
квас –не кола» и демонстрирует свои положительные черты – пользу для здоровья и некоторую причастность к русской национальной идее.
Другая полезная для начинающих бизнесменов книга - «
22 непреложных закона маркетинга» тех же авторов.
Маркетологи провели исследование, с целью выявления такой области внутренней жизни компании, которая в большей степени влияет на общую результативность бизнеса. Производство? Успешность продаж? Логистика? Нет! Оказалось, что для компаний малого бизнеса основополагающим является личность учредителя! Компании очень часто похожи на своих владельцев и его достоинства становятся конкурентными преимуществами компании, а недостатки тормозят ее развитие. Поэтому именно в личность учредителя необходимо инвестировать – деньги, информацию, моральную поддержку.
Учредитель должен совершенствоваться с первую очередь сам, а потом уже вкладывать деньги в повышение квалификации своих сотрудников. И вознаграждение от своего бизнеса он должен получать первым, а не после своих наемных работников. Его интересы должны учитываться в первую очередь.
Итак, сформулируем
основные советы малому бизнесу:
1. Создайте идеальные условия для учредителя – пусть он поставит цель, определится с основными принципами работы.
2. Легализуйте компанию! Ведение бизнеса должно быть абсолютно законным!
3. Исследуйте потребности Вашей потенциальной целевой аудитории. Производите, продавайте и рекламируйте именно то, что нужно клиенту!
4. Держите достойный уровень цен! Чтобы повысить конкурентоспособность бизнеса, лучше заняться профессионализмом продавцом и качеством сервиса.
5. Платить зарплату сотрудникам должен клиент, а не учредитель! Донесите эту простую мысль до Ваших работников.
6. Обязательно выделяйте часть средств на рекламу и развитие.
7. Для повышения конкурентоспособности стоит делать свою работу чуть лучше, чем того ожидают Ваши клиенты
Такая последовательность действий поможет Вам найти свой уникальный ответ на вопрос «
как выжить малому бизнесу».