Мотивация и стимулирование персонала достаточно сложны и не ограничивается только материальным вознаграждением – повышением зарплаты, выплатой премий за хорошую работу и т.д. Разнообразие содержания работы, удовлетворении от достигнутых результатов, возможность подняться по карьерной лестнице и проявить инициативу, доброжелательность по отношению к коллегами – все это относится к системе стимулирования персонала.
Методы мотивации и стимулирования персонала – это процесс стимулирования сотрудников к увеличению активности, ведущей к достижению целей компании.
Современное понимание мотивации основано на результатах психологических исследований, которые определяют потребности сотрудников, побуждающие их к действиям. Удовлетворяются такие потребности вознаграждениями как внутренними, так и внешними.
В управлении персоналом различают внешнее и внутреннее вознаграждение.
Внешнее вознаграждение в методах стимулирования персонала дается самой организацией – зарплата, бонусы, премии за отсутствие прогулов, питание на рабочем месте, медицинская страховка, подарки на различные праздники, дополнительные выходные дни, и другие материальные блага. С другой стороны,
мотивация и стимулирование персонала подразумевают и наказывающие методы стимулирования – лишение премий и бонусов, штраф за прогулы, не вовремя выполненную работу и т.д.
Чувство значимости, успеха при достижении результата относятся к внутреннему типу вознаграждения – его дает сама работа.
Иными словами, хорошим внешним вознаграждением является любое поощрение за хорошо выполненную, и, наоборот - негативным вознаграждением считается наказание за невыполнение. Внутренний мотив со знаком «плюс» - интересная работа, прямо противоположный – отрицательный – рутина в работе, отчего сотрудник стремится от нее избавиться.
Мотивация и стимулирование персонала считаются основными «резервами» в повышении эффективности управления.
Система стимулирования персонала включает в себя тщательное изучение каждого сотрудника для определения перечня факторов, которые побуждают его мотивацию. Невозможно ограничиться какими-то общими правилами для всего коллектива, потому что потребности у всех разные. Один будет счастлив возможности учиться за счет компании, для другого это не представляет интереса, для него – мотивацией является только материальная составляющая. Исходя из этого,
эффективные методы мотивации персонала заключаются, прежде всего, в индивидуальном подходе к каждому сотруднику - только так можно достичь наилучших результатов.