Неоспоримым является тот факт, что рынок полностью зависит от поведенческих проявлений потребителей. На первый взгляд, кажется элементарным то, что
поведение потребителей на рынке, характер покупок определяются их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей маркетинговых исследований.
При изучении мотивации или побуждений, вызывающих активность людей и определяющих ее направленность, в нашем случае на покупку какого-то товара, ищутся ответы на такие вопросы, как:
«Почему совершается данная покупка? Что потребитель ищет, покупая данный товар? Какие потребности пытается удовлетворить?» Известно, что человек в каждый момент времени испытывает различные потребности. Однако большинство этих потребностей не являются достаточно сильными, чтобы мотивировать его действовать в данный момент времени. Потребность становится мотивом только, когда достигает достаточного уровня интенсивности. Под мотивом понимается потребность, настоятельность которой является достаточной, чтобы направить человека на ее удовлетворение.
Известно, что на
покупательское поведение потребителей оказывают огромное влияние их убеждения, т.е. определенные представления о товаре. Убеждения могут основываться на реальном знании, мнении, вере. Они могут и не нести эмоционального заряда. Маркетологу важно знать, какие представления об определенном товаре имеет потребитель. Очевидно, что отрицательные убеждения препятствуют совершению определенных покупок. Люди формируют свое определенное отношение к одежде, продуктам питания, товарам, музыке, политике, религии и многому другому.
Отношение — это устойчивые благоприятные или неблагоприятные оценки, чувства и склонности к действиям по отношению к определенным предметам и идеям; оно сильно влияет на
поведение потребителей. Отношения трудно изменить, но обязательно надо принимать в расчет при формировании маркетинговой политики, максимально ее приспосабливая к определенным отношениям.
Актуальность данной темы продиктована темпами развития рынка, необходимостью его расширения, укрепление положения различных компаний-производителей, что возможно лишь при перманентном тщательном мониторинге покупательской среды.
Предметом исследования являются маркетинговые, социологические механизмы управления поведением потребителей.
Объект исследования – поведение потребителей как явление, диктующее методы и способы маркетинговых стратегий.
Далее будут рассмотрены вопросы, касающиеся
механизмов управления поведением потребителей, закономерностей их диктующих.