Повышение конкурентоспособности предприятий — одна из основных задач национальной экономики, грамотное решение которой обеспечит устойчивый рост хозяйственно-экономических показателей, технологическую и оборонную безопасность государства и благополучие нации.
Возрастание открытости экономики России и глобализация делают повышение конкурентоспособности особо значимыми задачами.
В условиях интеграции рынков российским предприятиям приходится конкурировать с иностранными компаниями даже на своем рынке.
Россия заняла лишь 66-е место среди 142 государств в рейтинге конкурентоспособности 2011-2012 годов (годом ранее это была 63-я позиция, а в 2009 году — 51-е). На сегодняшний день уровень конкурентоспособности нашей страны ниже Панамы, Турции, Черногории, Мексики, Вьетнама. К тому же Россия считается одной из наиболее пострадавших в период экономического кризиса.
Практика показала, что большинство отечественных предприятий не готовы к борьбе за повышение конкурентоспособности по причине недоработок в построении систем обеспечения конкурентоспособности и отсутствия эффективных механизмов реагирования на колебания внешней и внутренней среды.
Повышение конкурентоспособности экономики России, и в частности, российских предприятий специалисты связывают с инновациями, без которых мировая конкурентоспособность невозможна.
Движение российской экономики по пути инновационного развития требует решения сложных задач, связанных друг с другом:
• создание условий для обеспечения инновационного потенциала организации — эта задача решается внутри предприятия;
• создание условий для реализации этого потенциала, что требует развития внешнего институционального обеспечения, в частности, экономических знаний.
Повышение
конкурентоспособности предприятия означает способность организации так направлять свои ресурсы, чтобы повысить свою привлекательность в глазах клиентов, инвесторов и поставщиков, сохранив при этом устойчивое финансовое положение.
Формирование инновационного потенциала — это целый комплекс задач:
1. выбор инновационного продукта;
2. организация технологии и процесса производства этого продукта;
3. выбор разработчиков и специалистов по внедрению инноваций;
4. определение источников финансирования.
В процессе разработки системы формирования инновационного капитала предприятие решает задачи, которые требуют интеллектуализации управления, и наилучшим образом этому соответствует когнитивное моделирование.
Базой для повышения конкурентоспособности предприятия является преобразование инновационного потенциала в инновационный капитал.
Исследования и экономический анализ показали, что для
повышения конкурентоспособности предприятия наиболее удачной моделью управления является система принятия упреждающих управленческих решений.