Современные методы управления персоналом акцентированы на поддержании гармоничной атмосферы внутри коллектива, внимании к основным потребностям сотрудников. Возрастающая конкуренция в разных отраслях бизнеса делает основной задачей удовлетворение потребностей клиента.
Служба маркетинга организации работает над предоставлением преимуществ выгод клиентам «внешним» - покупателям продуктов и потребителям услуг.
«Внутренними» клиентами можно считать персонал организации, и социально-психологические методы управления направлены на удовлетворение потребностей сотрудников в достойных условиях труда. Согласно теории Портера-Лоурела, наибольшую удовлетворенность приносит деятельность, направленная на достижение цели.
Социально-психологические методы управления заключаются в основном на выявлении и удовлетворении интересов отдельного сотрудника, группы сотрудников, коллектива.
Основная цель этой группы методов управления персоналом — применение законов психологии людей в интересах коллектива организации. Несмотря на то, что социальные и психологические методы управления персоналом тесно связаны между собой, социальные методы направлены на отношения между группами и внутри группы, а психологические методы управления персоналом больше связаны с поведением личности.
Социологические методы направлены на формирование сплоченного коллектива, обеспечение комфортной обстановки, ориентации на достижение поставленной цели и т. д. Социологические методы фокусируются на потребностях, интересах, целях, мотивах.
Психологические методы управления персоналом направлены на создание соответствующего психологического климата, при котором активизируется деятельность человека и одновременно повышается степень удовлетворенности условиями труда.
Результатом грамотного применения социально-психологических методов управления персоналом является обеспечение спокойной атмосферы сотрудничества в коллективе, сокращение до минимума конфликтных ситуаций, формирование определенного «трудового кодекса» в организации.
Виды социально-психологических методов управления персоналом:
• методы повышения инициативности и социальной активности;
• методы управления поведением персонала (внушение, личный пример);
• предоставление сотрудникам полной информации о достижении показателей (доходность, рентабельность, зарплата и т. д.) для изменения отношения к труду;
• формирование трудового коллектива с учетом психологической совместимости сотрудников;
• изменение стиля руководства, культуры и этики управления;
• мотивация работников;
• обучение и профессиональный отбор сотрудников.
Инструментами
социально-психологических методов управления являются анкетирование, интервьюирование, социальные опросы, метод наблюдения и т. д.
Выбор социально-психологических методов управления персоналом зависит от степени компетентности руководителя, его познаниями в области психологии и менеджмента.