Главная Карта сайта Обратная связь RSS

Специальные система налогооблажения малого бизнеса в нефтегазовой отрасли

18 ноября 2012, просмотров: 8195, Раздел: Бизнес-статьи    

Развитие и значение нефтегазового комплекса в экономическом и хозяйственном развитии России было и остается чрезвычайно важным и имеет ключевое значение для возрождения экономической мощи страны, роста ее авторитета на международной арене как одного из основных поставщиков нефти и газа на мировые рынки. Результаты его деятельности крайне важны для формирования платежного баланса, поддержания курса национальной валюты, организации международного экономического сотрудничества.

Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается обеспечить годовой объем добычи нефти на уровне 450–520 млн. тонн. Планы по наращиванию объемов добычи нефти обусловлены рядом факторов, в том числе таких, как стремление нефтяных компаний воспользоваться благоприятной ценовой ситуацией на мировых нефтяных рынках и получить быструю прибыль, выходом российских нефтяных компаний на новые рынки, заинтересованностью государства в получении дополнительных поступлений в государственный бюджет и другими.

В последние годы существенно возросла доля низкорентабельных и трудноизвлекаемых запасов, сокращаются объемы эксплуатационного и разведочного бурения, уменьшается ввод в эксплуатацию новых скважин; значительно снизился коэффициент извлечения нефти, в результате чего в недрах теряется более 60% запасов нефти. Более 55% запасов нефти находятся в диапазоне низких дебитов скважин (от 10 до 20 тонн/сутки) и с очень низкой рентабельностью.

На сегодняшний день в российской нефтедобывающей отрасли сложилась жесткая недифференцированная система налогообложения нефтяных компаний (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные таможенные пошлины и налог на прибыль с номинальной ставкой 20%). Величина налогов и неналоговых платежей практически никак не зависит от  прибыльности конкретных проектов по разработке месторождений. Наиболее сильно это отражается на независимых нефтяных компаниях (компании, которые не входят в структуру вертикально-интегрированных нефтяных компаний). Из их числа выделяются малые нефтяные компании, экономическое состояние которых в особо тяжелом положении.

Создававшаяся на протяжении многих десятилетий нефтедобывающая промышленность России позволила в значительной степени смягчить переход к рыночным отношениям и определяет потенциал страны, ее энергетическую и экономическую безопасность. Важную роль в ее развитии играют независимые малые и средние нефтегазодобывающие организации.
  1. 1.     МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

1.1   США


США является второй по объемам добычи нефтяной державой. (В 1999 г. добыча нефти составляла 310 млн т). В стране функционируют крупные ВИНК (majors) и так называемые независимые производители нефти (independents).

К числу компаний первого типа относятся около десяти. Это всемирно известные корпорации, такие как Exxon, Mobil, Chevron, BP Amoco, Texaco и другие. Они контролируют весь производственный цикл от геолого-разведочных работ и добычи нефти до реализации произведенных нефтепродуктов и продуктов нефтехимии.

На территории США крупные компании работают преимущественно в наиболее перспективных с точки зрения нефтедобычи регионах — на Аляске, в Мексиканском заливе. Их основная деятельность, в том числе инвестиции, активы, объемы добычи, численность персонала, осуществляется за рубежом в странах Латинской Америки, Африки, Азии, в Северном море и др.

Наряду с вертикально интегрированными компаниями в США по разным оценкам насчитывается около 10 тыс. независимых нефтяных компаний, среди которых большинство составляют мелкие фирмы, добывающие несколько тонн нефти в сутки. К крупнейшим в независимой группе предприятий относятся такие компании, как Оху (добыча нефти — 43 тыс. т в сутки), KerrMcGee (добыча нефти — 26 тыс. т в сутки), UPR (добыча нефти — 17 тыс. т в сутки), Pioneer (добыча нефти — 12 тыс. т в сутки) и некоторые другие.

Основные сферы деятельности независимых предприятий — разведка, добыча нефти, сервисные работы и внедрение инноваций. Подавляющее большинство из них работает в глубине континента с трудноизвлекаемыми и остаточными запасами на низкорентабельных скважинах. Независимые предприятия являются важным звеном в структуре отрасли: они обеспечивают около 40% всей добычи нефти и 65% природного газа в стране, растет их роль на международной арене. Более 15% этих предприятий успешно функционируют на мировом рынке, и этот показатель ежегодно увеличивается.



Определенный интерес представляют среднестатистические характеристики основных показателей деятельности этой группы предприятий (по данным Ассоциации независимых производителей Америки).

Типичное независимое малое американское предприятие — это на 80% частная фирма (в РФ — ЗАО или ООО), реже (около 20%) — более крупное открытое акционерное общество.

Более 80% от общего количества всех предприятий специализируются на поисково-разведочных работах и добыче нефти, 8% — на сервисных работах. Одна компания в среднем эксплуатирует 50 скважин, в том числе 37 добывающих, ежегодно бурит 4 новых скважины.

Большинство эксплуатируемых скважин (в среднем 25 в каждой компании) относятся к малодебитным (0,5 т в сутки). На малодебитные скважины приходится более 60% общего количества добываемой малыми предприятиями сырой нефти. По последним данным, из 600 тыс. действующих скважин в США 450 тыс. относятся к малодебитным. На долю последних также приходится 85% от всех новых скважин в 33 штатах, имеющих нефтегазовую промышленность.

Американские малые предприятия являются лидерами в использовании новых прогрессивных технологий, в первую очередь, трехмерного сейсмического анализа, горизонтального бурения, различных методов повышения нефтеотдачи и пр. По данным статистики, открытые акционерные общества эксплуатировали в среднем 10 горизонтальных скважин, частные компании — 2 скважины (отметим для сравнения, что всего в мире пробурено свыше 11 тыс. горизонтальных скважин, в том числе в России — более 500).

Среднегодовой валовой доход типичного малого предприятия составлял около 3 млн долл., чистый годовой доход — 250 тыс. долл. (по данным на 1997 г.). Основными источниками формирования капитала компании являются собственные средства (33,8%), кредиты банков (25,8%) и внешние инвесторы (23,9%).

Стоимость проектов, финансируемых из внешних источников, невелика: до 500 тыс. долл. — 39,3%, от 500 тыс. долл. до 2 млн долл. — 24,4%. Внешнее финансирование при стоимости проектов менее 5 млн долл. использовало более 85% частных компаний, при стоимости проектов свыше 5 млн долл. — около 63% открытых акционерных обществ.

Средняя численность работающих в малых компаниях составляет 10 постоянных и 3 и более частично занятых и временных служащих. Специалисты более чем половины компаний являются ее (со-) владельцами, 18,4% — президентами, 13,5% — старшими менеджерами, 9,4% — вице-президентами, 6,9% — финансистами. Согласно опросам более 63% всех постоянно работающих считают себя ответственными за принятие решения в стратегии развития компании, а 17,5% непосредственно влияют на этот процесс.

Успешное функционирование небольших американских компаний в нефтедобыче стало возможно благодаря целенаправленной государственной политике. Такая политика, с одной стороны, через Федеральную комиссию по энергетическому регулированию позволяет контролировать соблюдение в стране антимонопольного законодательства, способствующего конкурентной борьбе на рынке нефтедобычи, с другой стороны, благодаря гибкой системе налогов и льгот — поддерживать небольшие предприятия и стимулировать их деловую активность.

Налогообложение нефтедобычи в США в общем виде можно свести к следующим видам налогов.

Ставки роялти составляют 12,5–30 % при добыче на суше в зависимости от договора; 18,75 % — при добыче вне суши, но на территории США; 12,5 % — для выработанных месторождений. Строго говоря, рентные платежи не являются частью налоговой системы. Однако в данной статье анализируется зарубежный опыт их начисления, т. к. в России рентный доход государство изымает, используя систему налогов и сборов.

Налог на собственность (капитал или недвижимость), который практически не зависит от экономических результатов деятельности компании и устанавливается владельцем участка в зависимости от ценности земли, ее недр и стремления привлечь капитал для пополнения местного бюджета. Величина налога в разных районах изменяется от 0,1 до 1,5% стоимости основных фондов, что обусловливает невыгодность для компании иметь излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы по времени. Налог на пользование природными ресурсами (роялти или ренталс) является налогом штата, величина которого изменяется от 0,5% (штат Кентукки) до 12,5% (штат Аляска) от рыночной стоимости добытой нефти. В целом сумма бонусов, величина которых оговаривается в контрактах, достаточно велика: в отдельные годы они составляют до 25% «горных поступлений» в федеральный бюджет, тогда как на арендные платежи, роялти и прочие налоги приходятся остальные 75%. Если добыча ведется на частной земле, то часть налогов входит в арендную плату собственнику в соответствии с договором аренды. Платежи за разработку недр взимаются государством либо в денежной форме, как часть стоимости произведенной и реализованной продукции, либо в форме прямой отгрузки части продукции.

Подоходный налог на корпорации уплачивается при наличии положительной разницы между выручкой от реализации продукции и утвержденными затратами и вычетами. Его величина устанавливается губернаторами штатов и обычно варьируется в пределах от 0 до 12% дохода компании.

Налог на прибыль является основным федеральным налогом, который составляет около 34% налогооблагаемой прибыли. Последняя определяется как разность от реализации добытой нефти по рыночным ценам и затрат, к которым относятся все местные и штатные налоги, роялти, эксплуатационные затраты, амортизация оборудования и других основных фондов, издержки материального характера, связанные с бурением непродуктивных скважин. Все эти налоги реализуются как сложная, со множеством скидок и льгот многовариантная система, направленная на стимулирование максимального извлечения остаточных запасов нефти при строгих условиях соблюдения антимонопольного законодательства.

Последнее гарантирует минимальные ставки и наличие льготного налогообложения вплоть до полного освобождения практически по всем налогам для малых независимых нефтедобывающих компаний. В связи со спецификой их деятельности и характеристиками объектов недропользования на них также распространяются скидки на истощение недр и все льготы, поощряющие работу на малодебитных скважинах и применение методов повышения нефтеотдачи.

Налоговая скидка на истощение недр впервые введена Конгрессом США в 1918 г., в 1989 г. она была увеличена и условия ее применения были расширены. Эта льгота представляет собой полное освобождение от налогов определенной доли прибыли: на ранней стадии разработки, т.е. при малом истощении запасов нефти, она меньше, а на поздней стадии, в первую очередь при применении методов увеличения нефтеотдачи пластов, больше. Привилегией скидки с облагаемого дохода на истощение недр пользовались и пользуются в первую очередь мелкие нефтяные компании.

В США существует законодательно закрепленное определение малодебитной скважины, которое периодически пересматривается в сторону уменьшения дебитов. Ряд компаний эксплуатирует скважины, добыча из которых составляет около 1 барреля в сутки, поэтому во многих расчетах реальная среднесуточная добыча принимается равной примерно 2,2 барреля в сутки. Например, до 1995 г. в случае льготного налогообложения за год эксплуатации скважины со среднесуточным дебитом 2 барреля малая компания в среднем получала доход 1448 долл., федеральное правительство — 887 долл. и правительство штата — 755 долл.

Однако даже при этих льготных условиях с середины 80-х годов эксплуатация многих малодебитных скважин в стране стала нерентабельной. По данным Национальной ассоциации малодебитных скважин к 1993 г. было закрыто или ликвидировано более 52 тыс. таких скважин; доля добычи нефти из них в суммарной добыче составляла около 14%. С целью поддержания добычи из маргинальных скважин и поощрения нового бурения в 1995 г. Конгресс США принял закон «О добыче и сохранении отечественных нефти и газа», предоставивший ряд дополнительных налоговых льгот и скидок. Этот закон расширил определение маргинальных скважин («обесцененной собственности в процессе эксплуатации»), отнеся к ним скважины с добычей менее25 баррелей в сутки и 95%  обводненности. Для таких, а также для вновь введенных скважин существенно увеличены перечень и размеры льготных вычетов в отношении роялти и минимального налогооблагаемого дохода; реформирована как по величине, так и по объектам скидка на истощение недр; увеличен перечень вычитаемых затрат; дополнительно стимулируются операции по повышению извлечения нефти и др.

1.2   КАНАДА


В Канаде около трети всего объема нефти добывается малыми компаниями (юниорами), в первую очередь частными компаниями, количество которых достигает нескольких тысяч. Уникальным государственным механизмом, активно стимулирующим деятельность, является предоставленная им возможность переадресации акций. В соответствии с этим механизмом компании, выпускающие акции такого вида, имеют право передать налоговые вычеты, связанные с их издержками на разведку и освоение месторождений, инвесторам, которые приобрели подобные акции. Последние при уплате налога на прибыль в Канаде могут предъявлять эти вычеты для возврата собственных налогов. Поэтому мелкие компании, которые не имеют подлежащего налогообложению дохода, активно пользуются этим механизмом для привлечения и увеличения собственного акционерного капитала с целью финансирования производственной деятельности и увеличения собственных фондов.

Иначе говоря, компании, не имеющие в определенном финансовом году налогооблагаемой базы, но имеющие права на определенные льготы, могут передавать своим акционерам ту часть своего неиспользованного права на вычеты, которая соответствует доле их акций в совокупном капитале компании.

В свою очередь, инвесторы имеют право воспользоваться 100% вычетов из собственного налога от стоимости этих акций и получают прибыль в случае эффективной деятельности малой горной компании. Значительная доля деятельности небольших предприятий по разведке и разработке месторождений в стране финансируется за счет акций с переадресацией. Только за 1995– 1997 гг. более 350 млн долл. инвестиций было получено за счет этих акций. Аналогичные механизмы для поддержки малых предприятий эффективно работают и на уровне провинций.

1.3   НОРВЕГИЯ


Для решения проблемы оптимизации налогообложения нефтегазовой отрасли в Норвегии также используется сложная многоуровневая система. После начала разработки первых нефтегазовых месторождений на норвежском участке Северного моря к их освоению были допущены только три компании — Statoil, Norsk Hydro и Saga Petroleum. Главная из них — государственная нефтяная компания Statoil, участник большинства проектов по разработке месторождений в Северном море.



В связи с чрезвычайной рентабельностью нефтегазовой деятельности норвежский Закон «О налогообложении подводных нефтегазовых месторождений» в дополнение к обычному подоходному налогу ввел так называемый специальный налог. Ставка подоходного налога — 28 %, ставка специального — 50 %.

Компании, работающие на шельфе, производят выплаты за добычу (роялти) и за размер лицензионного участка. Роялти со временем потеряло свое практическое значение, поскольку его размер зависел от глубины моря в месте разработки месторождения. По мере освоения новых участков морская глубина в местах их расположения неизбежно увеличивается, поэтому в 2006 г. выплаты роялти полностью прекратились.

Цель взимания платы за размер лицензионного участка — эффективная эксплуатация контрактной площади и стимулирование возврата неиспользованных площадей государству. Возвращенные площади могут стать предметом разведки и добычи нефти и газа другими компаниями.

Сбор за выброс углекислого газа взимается в целях охраны окружающей среды и начисляется в зависимости от объемов сжигаемых газа и нефти.

Государственный контроль нефтяной отрасли в Норвегии осуществляется не только через владение акциями компании Statoil. Государство также выступает в качестве владельца долей в лицензиях на добычу нефти и газа через институт так называемого государственного прямого финансового участия. Раньше государственное участие составляло не менее 50 % по каждой лицензии, но в последние годы доля государства существенно уменьшилась.

1.4   БРАЗИЛИЯ


Основные положения налоговой системы Бразилии прописаны в Конституции 1998 г. В соответствии с ней налоги могут быть установлены как федеральным правительством, так и администрациями штатов и муниципалитетов. В этом заключается особенность основного закона Бразилии, который гарантирует право налогового нормотворчества всем субъектам федерации.

В сфере нефтегазодобычи налоговое законодательство предусматривает уплату налога с прибыли предприятия. Налог на прибыль взимается со всех предприятий по ставке 24 %, а с компаний, чья прибыль превышает 240 тыс. реалов в год, — по ставке 34 %.

Кроме того, все предприятия отрасли заключают с государством один из двух типов договора: соглашение о разделе продукции или договор концессии. Остальные платежи в бюджет, такие как подписной бонус, роялти, процентные отчисления за участие в договоре концессии, плата за аренду земли, отчисления от стоимости добытой нефти, по-разному исчисляются в зависимости от вида договора с государством.

В рамках договора концессии аукцион выигрывает компания, предложившая государству наибольший подписной бонус, т. е. единовременный платеж, который должен быть не меньше цены, установленной Национальным нефтяным агентством.

По соглашению о разделе продукции (СРП) аукцион выигрывает та компания, которая предложит наибольшее количество нефти государству. Введенную в 2010 г. систему СРП планируют использовать в будущем для эксплуатации стратегических месторождений.

Компании также платят роялти. Если они участвуют в договоре концессии, то ставка составляет 5–10 % от стоимости добытой нефти. Если они участвуют в СРП, то ставка зависит от количества нефти, которое компания, выигравшая аукцион, обязалась поставлять государству.

Только участники договора концессии отчисляют проценты за участие и платят за аренду земли. Процентные отчисления за участие составляют 10–40 % выручки от основной деятельности, уменьшенной на налоги, расходы на разведку, амортизацию и операционные расходы. Плата за аренду исчисляется по прогрессивной таблице по ставкам от 10 до 5000 реалов за км².

Средства от уплаты бонусов подписания и ренталс практически полностью поступают в федеральный бюджет. Основная часть налогов поступает в распоряжение властей штатов и муниципалитетов, на территории которых находятся месторождения или производственные объекты по обслуживанию процесса добычи. Такая система налогообложения имеет свои положительные стороны, поскольку субъекты федераций получают широкие полномочия в плане расходования полученных финансовых ресурсов.

1.5   САУДОВСКАЯ АРАВИЯ


Саудовская Аравия обладает четвертью доказанных мировых запасов нефти и является ее крупнейшим мировым производителем. Государственный бюджет страны на 75 % формируется за счет доходов от экспорта нефти.

Налогообложение нефтегазового сектора Саудовской Аравии основывается на налоге на прибыль корпорации и системе договоров концессии. Ставка налога на прибыль нефтяных компаний составляет 85 %, газовых — 30 %, в то время как для остальных компаний ставка налога на прибыль — всего 20 %. Ставка роялти определяется в каждом конкретном договоре концессии. Примечательно, что Саудовская Аравия входит в десятку стран с самыми простыми системами налогообложения.

Привлечение иностранных инвестиций стимулируется снижением налоговых ставок. В апреле 2000 г. было введено новое законодательство, которое уменьшило налогообложение для иностранных инвесторов с 45 до 30 %, а также гарантировало им юридическую защиту от экспроприации. До этого зарубежные компании были ограничены 49 % долей участия в различного рода проектах.

Однако в целом систему налогообложения в Саудовской Аравии можно охарактеризовать как протекционистскую и направленную на поддержание уровня жизни населения и защиту интересов национальных коммерческих структур.

1.6 ВЕНЕСУЭЛА


В Венесуэле с 1999 г. нефтяная промышленность находится под полным государственным контролем. Национальная нефтяная компания Венесуэлы Petroleos de Venezuela (PdVSA) обеспечивает около половины доходов правительства и 80 % экспортной выручки страны. Начиная с 2005 г., Венесуэла повысила налог на добычу для иностранных фирм с 16,6 до 30 %, а в 2007 г. национализировала все частные нефтяные проекты. В совместных проектах иностранным компаниям оставлена лишь миноритарная доля. В 2009 г. было установлено, что в случае, когда добыча нефти экономически нерентабельна, ставка сокращается до 20 %. В остальных случаях она доходит до 33,3 % от стоимости добытой сырой нефти.

В связи с ростом мировых цен на нефть парламент принял закон о введении специального налога на сверхприбыль для развития социальной сферы. Согласно принятому закону, при стоимости барреля нефти от $70 до $100 отчисления составляют 50 %, а если стоимость нефти превышает $100/барр., то налог повышается до 60 %. Специальный налог позволит дополнительно ежегодно собирать с государственной нефтяной компании PdVSA и иностранных компаний до $9 млрд. По мнению президента страны, новый налог является справедливой мерой, поскольку сверхприбыли нефтяных компаний от роста цен на нефть не являются следствием вложения дополнительных финансовых или трудовых затрат.

Хотя правительство Венесуэлы активно пытается перераспределять доходы от нефтегазового сектора на социальные цели, но оно практически не использует их для развития экономики страны, ее диверсификации или новых инвестиций в нефтегазовую сферу. При растущих социальных расходах и значительном внутреннем и внешнем государственном долге такая ситуация может привести к серьезному кризису в результате достаточно резкого падения цен на нефть.

Таким образом, негативным аспектом государственной финансовой политики в Венесуэле является то обстоятельство, что финансовые средства, полученные от нефтяной отрасли, не направляются на развитие нефтегазового сектора или на диверсификацию экономики. Поэтому сохраняется чрезмерная зависимость экономики страны от цен на мировом рынке. Положительный фактор — социальная направленность финансовой политики.

1.7 РЕСПУБЛИКА АЗЕРБАЙДЖАН


Основа экономики Республики Азербайджан — нефтяная и газовая отрасли, которые находятся под контролем Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики. В целях социально-экономического развития страны, решения общенациональных проблем, строительства и реконструкции инфраструктурных объектов стратегического значения в Азербайджане создан Государственный нефтяной фонд (ГНФАР). Его средства формируются за счет: доходов, получаемых от продажи сырой нефти и газа; бонусных выплат (начиная с 2000 г.); поакровых выплат; арендной платы за использование государственного имущества в рамках договоров, заключенных с иностранными компаниями; дохода, получаемого от продажи предоставленных азербайджанской стороне на основании договоров с иностранными компаниями активов и других поступлений; дохода, получаемого от размещения средств фонда. Согласно положению о ГHФАР в инвестиционных целях в основном должны использоваться доходы от депозита Фонда, размещенного в кредитных организациях с высоким рейтингом. Доходы Фонда свободны от налога, пошлин и других выплат.

Однако ряд экспертов не вполне позитивно оценивает использование средств ГНФАР. По их мнению, для развития реального сектора экономики целесообразнее было бы привлекать средства самого Фонда, а не полученные от их размещения доходы.

В июле 2010 г. решением Кабинета министров Азербайджана был освобожден от уплаты таможенных пошлин и налогов (НДС на импорт товаров на территории Азербайджана) ввоз на территорию страны основных фондов, движимого имущества и других активов в соответствии с соглашениями о разведке и эксплуатации нефтегазовых месторождений, о разделе нефти и газа, а также в соответствии с другими аналогичными соглашениями. По мнению правительства, внедрение таможенных льгот будет способствовать увеличению иностранных инвестиций в экономику Азербайджана.



Как показывает зарубежный опыт, во многих странах налоговая система используется в качестве регулятора экономического роста и оптимизации баланса корпоративных интересов газодобывающего сектора и государства в интересах осуществления модернизации реального сектора и перехода на инновационный путь развития.
  1. 2.     РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
2.1 Качественные различия крупного и малого бизнеса в нефтедобыче.

Проблемы малых нефтяных компаний обусловлены качественным различием условий функционирования двух секторов отечественной нефтедобычи: вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и малых предприятий (независимых нефтяных компаний - ННК). За счет этих различий ВИНК имеют высококонкурентные преимущества.

ВИНК, возникшим на основе приватизации и акционирования, предоставлялось право пользования недрами, причем на лучших и уникальных участках, на бесконкурсной основе. В малых нефтяных компаниях основную роль играл частный капитал, их стартовые возможности были ограниченны, а риски чрезмерно высоки.

Сырьевая база ННК в отличие от ВИНК сформировалась за счет мелких месторождений, большей частью находящихся в труднодоступных районах, в которых отсутствовала производственная и социальная инфраструктура. Подавляющее большинство лицензий на право пользования недрами ННК получили на платной основе по результатам конкурсов или аукционов. Лицензии на такие месторождения с небольшими или трудноизвлекаемыми запасами были непривлекательными для ВИНК из-за низких мировых и внутренних цен на нефть в 90-е годы.

Гигантская по масштабам, создававшаяся в течение десятилетий Миннефтепромом и Миннефтегазстроем инфраструктура ВИНК обеспечивает реализацию нефтепродуктов и продуктов нефтехимии и включает огромный фонд пробуренных скважин, объекты промыслового обустройства, перевалочные и нефтеперерабатывающие мощности, сбытовые сети. Неинтегрированные компании, занимаясь разведочными работами, бурением скважин и добычей нефти, являются монотоварными производителями и реализуют только сырую нефть. Из-за монотоварного характера производства и отсутствия полноценного рынка нефти в России предприятия сектора ННК особенно чувствительны к колебаниям цен на внутреннем рынке, на котором реализуется около 60% сырой нефти. При этом, не имея собственной производственной инфраструктуры, ННК вынуждены пользоваться в основном инфраструктурой ВИНК, часто на кабальных условиях, испытывая монопольное давление со стороны собственника.

Появление малых предприятий в нефтяной отрасли – следствие естественных изменений сырьевой базы страны и закономерностей развития рыночной экономики.  Изменения сырьевой базы, увеличение роли малых и средних нефтяных месторождений, рост доли трудноизвлекаемых запасов углеводородов, значительные затраты на содержание региональной инфраструктуры,  отсутствие экономической заинтересованности крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в разработке отдельных участков месторождений, кустов и отдельных скважин в связи с их низкой рентабельностью, увеличение числа бездействующих скважин; необходимость широкого и оперативного внедрения методов увеличения нефтеотдачи, низкий уровень инновационной активности в нефтедобывающей отрасли предопределяет  возникновение малых предприятий в нефтяной промышленности.

Для сырьевой базы страны в данных условиях и промышленности существенно возрастает роль малых месторождений. В настоящее время открыто более 1400 малых месторождений (с извлекаемыми запасами менее 10 млн. т), текущие запасы нефти в которых составляют более 12% от общих запасов в России.

Пока основной нефтяной базой страны остается Западная Сибирь. В условиях отсутствия внимания, контроля и поддержки со стороны государства растет лишь фонд разведанных мелких месторождений. Даже в важнейшем для страны Ханты-Мансийском автономном округе более 86% запасов сосредоточено именно в мелких месторождениях. В Волго-Уральской провинции и на Северном Кавказе добыча нефти будет падать, что обусловлено исчерпанием сырьевой базы.

Естественное истощение сырьевой базы, ухудшение ее характеристик и, как следствие, существенное уменьшение масштабов и запасов нефти новых лицензионных участков обусловливают, с одной стороны, отсутствие заинтересованности крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и, с другой стороны, рост числа и повышение активности малых и средних предприятий. Их более активная инновационная ориентированная деятельность, внедрение новых дорогостоящих технологий и оборудования определяющим фактором, способствующим вовлечению в разработку низкопродуктивных запасов нефти, а сокращение издержек, экономия на административных расходах  позволяют им функционировать.

Малые нефтяные предприятия существенно способствуют реализации принципа рационального использования недр. Ведь ориентиром в их деятельности является не открытие новых крупных месторождений, а доразведка действующих как за счет наращивания работающего фонда скважин, так и за счет их разумной и грамотной эксплуатации и применения эффективных передовых технологий повышения нефтеотдачи пластов.

Увеличение количества малых и средних нефтяных компаний на современном этапе развития представляется важным фактором повышения эффективности деятельности нефтяного комплекса России.

2.2   Сбыт и цены на сырую нефть.


Проблема капитальных вложений и проблема обеспечения их функционирования как равноправных (с крупными компаниями) участников хозяйственной деятельности при использовании уже созданной в районе нефтепромыслов инфраструктуры - наиболее острая проблема  малых нефтяных предприятий. Еще одна причина - неравные (с ВИНК) условия включения объемов добытой этими предприятиями нефти в экспортные квоты, а также доступа к магистральным нефтепроводам. Для монотоварных производителей, какими являются ННК, проблемы сбыта продукции всегда были ключевыми, определявшими их финансово-экономическое состояние. Сложившаяся структура реализации нефти как на внутреннем, так и на внешнем рынке ставит сектор независимых производителей в заведомо худшие условия по сравнению с интегрированными компаниями. Прямые поставки ННК и ВИНК нефти на экспорт через систему магистрального трубопроводного транспорта ОАО «АК Транснефть» примерно равны. Однако если учитывать поставки нефти через железнодорожные терминалы НПЗ, а также экспорт, то доля нефти в сыром и переработанном виде в два раза больше в ВИНК от своего ресурса. При этом нефть, закупаемая у малых нефтяных компаний по «бросовым» ценам, после переработки реализовывавается в виде нефтепродуктов со сверхприбылью, которую получают ВИНК.

Внутренний рынок сырой нефти в России монополизирован и практически не функционирует. Основная часть добытой нефти направляется на переработку по трансфертным ценам нефтяных холдингов. Незначительная доля нефти, добываемая в основном независимыми производителями, реализуется по ценам так называемого свободного рынка, а точнее псевдорынка. Любые, даже незначительные изменения рыночной среды, особенно временный или сезонный избыток нефти, создают беспрецедентный «обвал» цен на нефть (но не на нефтепродукты) в условиях доминирующей роли ВИНК. Особенно это проявляется с октября по март, т. е. в холодный период года, ограничивающий возможности крупных нефтяных компаний экспорта сырой нефти водным и железнодорожным транспортом.

2.3   Налогообложение.


Проведенная налоговая реформа в области добычи нефти свела к нулю и без того слабую регулирующую роль государства в недропользовании. Введение с 2002 г. единого НДПИ, снижение налога на прибыль с отменой инвестиционной льготы, отмена отчислений на восполнение минерально-сырьевой базы существенно обострили условия неравенства для хозяйствующих субъектов в нефтедобывающей отрасли страны, особенно для малых компаний. Из-за отсутствия дифференцированного подхода государства к использованию недр в зависимости от качества месторождений, их разной ликвидности значительная часть разведанных запасов отнесена к разряду нерентабельных, снизились рентные поступления в бюджет и, главное, произошло сужение налогооблагаемой базы в нефтедобыче. По сути, государство добровольно отказалось от платежей относительной ренты в свою пользу.

Если раньше акцизные платежи и роялти в определенной мере выравнивали условия деятельности компаний, работающих на разных по эффективности месторождениях, то введение единого НДПИ ликвидировало этот механизм. Положение усугубилось с отменой 50% инвестиционной льготы, которой пользовались практически все малые и средние компании, т. е. реальные налоги возросли на 6,5% (24% установленный налог на прибыль – 17,5% эффективная ставка по налогу на прибыль до 2002 г.). Отмена отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ) превратила проблему финансирования геологоразведочных работ в трудноразрешимую.

Особенно негативно отразилось на финансовых результатах сектора ННК введение НДПИ. До 2002 г. в результате минимизации налоговых ресурсных платежей за счет использования трансфертного ценообразования налоговая база и соответственно налоги ВИНК были меньше, чем при реализации нефти по так называемым рыночным ценам, используемым независимыми компаниями. За 1999-2001 гг. малые нефтяные компании внесли в бюджет примерно в 2 раза больше ресурсных платежей, чем предприятия нефтедобывающей отрасли в целом.

В качестве меры противодействия трансфертному ценообразованию на нефть с 1 января 2002 г. введен новый порядок налогообложения. Если раньше платежи за пользование недрами и ВМСБ взимались за счет применения адвалорных (процентных) ставок к товарной продукции, то теперь они начисляются, исходя из специфической ставки НДПИ, скорректированной на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен.

При этом не была учтена специфика такого важного для страны секторанефтедобычи, как независимые производители, которые продают по мировым ценам только 30-35% добываемой нефти, а остальную часть реализуют по несправедливо заниженным внутренним ценам, практически не зависящим от внешнего рынка. В результате финансовое положение ННК резко ухудшилось, в то время как выручка ВИНК за счет реализации нефтепродуктов, наоборот, росла. Таким образом, «нарушители» ценового и налогового режимов на нефть не только не пострадали, но и приобрели новые наиболее привлекательные нефтяные активы за счет вытеснения с рынка законопослушных налогоплательщиков.

Ставка НДПИ, продекларированная законом в размере 16,5%, не введена с 2002 г. (введение отсрочено на 2007 г.) исключительно из-за проблем трансфертного ценообразования на нефть по ВИНК. Независимые нефтяные компании из-за невозможности оптимизации налогообложения платили налоги в полном объеме.

Во время кризиса 2008 года были приняты ряд ряд экстраординарных, быстрых и энергичных решений. Была снижена ставка налога на прибыль, втрое увеличен размер «амортизационной премии», увеличены нормативы, в пределах которых в налоге на прибыль учитываются процентные расходы. Резко снижены ставки налога на добычу полезных ископаемых для нефтяной отрасли, когда цены на нефть стремительно упали и правительство пошло на снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, а также сокращение срока мониторинга цен для последующей корректировки размера экспортных пошлин.

Налоговое законодательство направлено на изъятие максимальной массы налогов по усредненным показателям нефтедобывающих предприятий, практически независимо от конкретных характеристик компании. Правильный выбор системы налогообложения для малых предприятий приобретает особое значение.

В настоящее время малые предприятия нефтяной отрасли имеют возможность применять общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения. Упрощенная система налогообложения  (УСН) применяется по решению налогоплательщика в добровольном порядке. Применение УСН позволяет предприятию уплачивать единый налог вместо налога на прибыль, налога на имущество и налога на добавленную стоимость, что существенно снижает налоговую нагрузку на организацию.



При упрощенной системе налогообложения налогоплательщик сам выбирает, уплачивать ли ему налог с выручки по ставке 6% или платить 15% с разницы между доходами и расходами. Во втором случае режим оказывается даже более простым и интересным, чем при стандартном налоге на прибыль, поскольку расходы на приобретение основных средств принимаются сразу же, а не через амортизацию. Более 40 регионов уже воспользовались новыми полномочиями и снизили 15-процентную ставку для отдельных категорий налогоплательщиков. Независимо от выбора налогоплательщика он освобождается практически от всех налогов, включая НДС, налог на имущество, налог на прибыль для организаций и налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей. Сохраняется обязанность платить взносы на пенсионное страхование, однако эти расходы уменьшают сумму налога (при уплате с выручки) или налоговую базу (во втором варианте).

Однако не каждая организация может работать на упрощенной системе налогообложения. В Налоговом кодексе РФ указан ряд ограничений на ее применение.

Не имеют права применять упрощенную систему налогообложения (УСН) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %. Существуют также ограничения по среднесписочной численности работников (не более 100 чел.) и величине остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (не более 100 млн. руб.).

Существенным является также ограничение по размеру доходов за налоговый период (год). Начиная с 2010 г. предельный лимит доходов для работы на упрощенной системе налогообложения составляет 60 млн. руб. в год, что расширяет возможности ее применения для малых компаний в нефтяной сфере.

Преимущества упрощенной налоговой системы - особый порядок признания для целей налогообложения материальных расходов и расходов на приобретение, сооружение и изготовление основных средств и нематериальных активов. Однако одним из недостатков является то, что покупатели и заказчики, применяющие общий режим налогообложения могут отказаться сотрудничать с предприятием из-за отсутствия налога на добавленную стоимость, вследствие чего они не могут принять его к вычету. Но благодаря уменьшенной налоговой нагрузке на организацию, применяющую УСН, можно привлечь покупателей более низкой стоимостью реализуемых товаров, работ, услуг.

Применение УСН позволяет существенно снизить налоговую нагрузку на малое предприятие, однако ограничения на ее применение не всегда позволяют воспользоваться ее преимуществами.

Малые нефтяные предприятия имеют возможность выбора системы налогообложения, требующую тщательную проработку с учетом всех возможных плюсов и минусов той или иной системы.

Принципиальное значение имеет законопроект, направленный на расширение практики применения отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов, который будет действительно работающим. В условиях кризиса его роль многократно возрастает. Предполагается, что налоговые органы должны оценить текущее состояние налогоплательщика. Если они видят, что трудности носят временный характер и налогоплательщик вскоре восстановит платежеспособность и погасит долги по налогам, то они будут вправе самостоятельно принять решение и предоставить отсрочку или рассрочку. Отсрочка не должна предоставляться тем, у кого нет шансов — нет смысла продлевать агонию за счет бюджета.

Ситуация с инвестиционным налоговым кредитом почти такая же. Институт формально существует с 1999 года, когда НК вступил в силу, но практически не работает. По действующим правилам налогоплательщик, осуществляющий инвестиции, научно исследовательские или конструкторские работы либо инновационную деятельность, может претендовать на получение отсрочки по уплате налога на прибыль и других налогов. Для этого он должен с одобрения финансовых органов заключить договор с налоговым органом и согласовать сумму, в пределах которой сможет ежемесячно уменьшать свои налоговые обязательства, пока не исчерпает ее полностью. Сегодня лимит составляет 30% суммы соответствующих расходов, возможно увеличение его до 100%. Этот механизм может стать вполне работоспособным и интересным как для налогоплательщиков, так и для властей на местах.

Главное перераспределить совокупную налоговую нагрузку во времени и, возможно, по ее составляющим (НДПИ, налог на прибыль и экспортная пошлина). Если предположить — возьмем такую гипотезу, — что цены на нефть неизменны, то в этом случае сумма налогов, уплачиваемая нефтяной компанией ежемесячно, тоже будет постоянной как в начале разработки месторождения, так и на последующих этапах. И только в завершающей стадии, когда месторождение будет практически полностью выработано, начнет применяться понижающий коэффициент, уменьшающий НДПИ.

Для новых нефтяных месторождений перераспределить налоговую нагрузку таким образом, чтобы минимизировать налоги на начальном и конечном этапах. И, наоборот, взять больше налогов в тот период времени, когда месторождение наиболее продуктивно и когда генерируется наибольшее количество доходов компании. Поскольку есть несколько параметров, которые можно варьировать, то можно попытаться подобрать их должным образом. Предсказать заранее результат пока не представляется возможным. В рамках этой концепции в дополнение к стандартному налогу на прибыль может добавиться налог на дополнительный доход (НДД). Обычно в таких конструкциях учитываются все доходы и все расходы компании с начала разработки месторождения, что, в свою очередь, требует гарантий их правильной оценки с тем, чтобы не допускать манипуляций с этими показателями.

Необходимо провести модификацию экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Необходимо сблизить ставки экспортной пошлины на сырую нефть и на нефтепродукты. Сегодня средняя по корзине нефтепродуктов ставка экспортной пошлины составляет примерно 55% от ставки пошлины на нефть, при этом внутри корзины ставки широко варьируются, составляя около 40% для темных и 70% для светлых нефтепродуктов. Понятно, почему принята такая конструкция, ведь экспортировать нефтепродукты должно быть выгоднее, чем сырую нефть. Но в последние годы наметилась тревожная тенденция: быстро растут объемы самой примитивной нефтепереработки («самоварами») в целях экспорта, что позволяет получать максимальную прибыль. Вряд ли это можно приветствовать, поскольку в таком случае в стране производится минимальная добавленная стоимость.

По корзине нефтепродуктов — темных и светлых —принять решение об унификации экспортных пошлин.

Помимо экспортных пошлин на модернизацию нефтепереработки влияют ставки акцизов. Для стимулирования производства высококачественного моторного топлива, отвечающего европейским экологическим стандартам, принять в виде законов решения о дифференцированных ставках акцизов на моторное топливо по принципу: чем выше качество, тем ниже ставки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Последние годы, прошедшие в российской нефтяной отрасли под знаком становления и развития вертикально интегрированных компаний, доказали эффективность и конкурентоспособность такой структурной модели. Другой вопрос – что слишком много проблем остается за скобками деятельности ВИНК. И они как раз и составляют общие корпоративные проблемы. За те же полтора десятка лет накопилось большое количество проблем в недропользовании, что в среднесрочной перспективе рождает немалые угрозы для стабильной работы минерально-сырьевого комплекса. Отечественные компании, извлекают лишь 30–35%, а то и меньше разведанных запасов нефти. В мире этот показатель значительно выше – 50% и более. Главным образом за счет малого бизнеса. У нас в этом – опять большая проблема из-за отсутствия цивилизованной встроенности в экономическую систему нефтяной и газовой промышленности малого и среднего бизнеса. Надо определить статус малого, среднего предприятия, надо переходить к новой форме природопользования, строить иную налоговую систему, учитывать интересы независимых производителей уже на стадии разработки любой энергетической стратегии, в том числе при разработке стратегии развития трубопроводного транспорта, особенно в разработке законодательства о стимулировании добычи на низкопродуктивных месторождениях. Участие в создании рынка газа. Содействие привлечению в нефтегазовый комплекс инвестиций. Углубление и расширение международных связей и контактов. Пропаганда научно-технического, технологического прогресса и производственного опыта. Забота о престиже профессии и отрасли. Сохранение и усиление влияния государства в промышленной политике нашей страны. Государство должно присутствовать в экономике в достаточной мере. Присутствие государства должно быть гораздо более качественным и более эффективным, чем сейчас. Бороться с мелочной регламентацией, с зарегулированностью тех сфер производственного процесса, которые в этом вовсе не нуждаются. Чтобы пробурить эксплуатационную скважину, компании требуется пройти несколько десятков инстанций, зачастую слишком далеких от нашей отраслевой направленности. В каждую инстанцию следует сдать комплект совершенно идентичных документов и собрать более 40 всевозможных подписей. Чтобы через некоторое время вновь приступить к бурению следующей скважины, отстоящей от прежней на расстоянии 100–200 м, надо опять пройти весь этот круг. Убрать бюрократические препоны при согласовании строительства, разведочного и эксплуатационного бурения, при регистрации и при получении кредитов. Чтобы получение разрешительной документации укладывалось в минимальное время – в 1–3 месяца, не больше. Сейчас на это требуется времени больше, чем на строительство как таковое. Нужно последовательно реализовывать принцип «одного окна» при любом обращении в органы власти.

Созданные отечественной наукой и практикой новейшие технологии и технические средства разведки и разработки месторождений не получают широкого применения. Россия заметно отстает от зарубежных нефтедобывающих государств по всем основным показателям инновационной деятельности. Так, инвестиции в основной капитал на одну тонну добытой нефти в ведущих российских компаниях ТЭК в два раза меньше, чем в зарубежных.

Напрашивается единственно верный вывод – следует больше внимания уделять инновационным процессам, новым технологиям в продлении жизненного цикла месторождений, находящихся на поздней стадии разработки. Наша страна всегда владела хорошими технологиями, потому что ученые, специалисты постоянно находились в поиске, на это выделялись специальные средства, строили и добывали в экстремальных условиях, не боялись экспериментировать…

Сегодня по научному потенциалу мы занимаем в мире шестое место, а по эффективности применения научных разработок – 98‑е. Все цивилизованные страны тратят 2–4% ВВП на науку, Россия – 0,02%.

Для поддержания плановых объемов добычи нефти продолжается нерациональная выборочная выемка запасов, лучших по качеству или условиям освоения, ведущая к преждевременному списанию остающихся запасов и снижению их извлечения из недр. По данным Российской академии наук, за последние годы добывающими компаниями без достаточных на то оснований снято с государственного баланса более 5 млрд. тонн разведанных запасов нефти. В мире по пальцам можно пересчитать страны, которые имеют такой объем запасов.



Прибавим сюда проблемы сокращения прироста запасов нефти и газа, большое износостарение основных фондов, массовое выбытие из эксплуатации мощностей, острый дефицит инвестиций, снижение коэффициента нефтеизвлечения и ряд других.

Предложения:

-Разработка экономической стратегии развития России с определением главных приоритетов развития, уточнение энергетической стратегии.

-Создание механизма преференций, в том числе и налоговых, по освоению новых труднодоступных провинций Восточной Сибири, Дальнего Востока, Тимано-Печоры – с тем чтобы создать экономически приемлемые для инвесторов условия по добыче нефти. А также методы налоговой защиты новых инвестиций, стимулирования научно-технического прогресса, широкое применение налоговых «каникул» и налоговых кредитов.

-Разработка налогового механизма, стимулирующего предприятия нефтегазового комплекса к воспроизводству минерально-сырьевой базы (ВМСБ). Дифференциация налога на добычу полезных ископаемых, гибкое (стимулирующее) налогообложение эксплуатации «стареющих» месторождений и ввода новых, в первую очередь, в не обустроенных нефтеносных регионах, а также разработки трудноизвлекаемых запасов, применения новейших технологий и ввода неработающего низкопроизводительного фонда скважин.

-Стимулирование малого и среднего нефтяного бизнеса. Разработка пакета законодательных актов, учитывающих сложную специфику деятельности средних и малых предприятий.

-Разработка системы, побуждающей недропользователей приращивать запасы в объемах не менее чем стопроцентное восполнение добытого.

Для выживания и развития малых и средних нефтяных компаний необходимы меры государственной поддержки и, прежде всего, необходимо налоговое стимулирование. Комплексной мерой поддержки МНК могло бы стать введение специального налогового режима. Он должен регулировать все сферы правоотношений в отрасли, в том числе, и вопросы освоения трудноизвлекаемых и остаточных запасов «черного золота». В рамках этого спецрежима необходимо дать основные определения, что понимается под малой компанией, какие запасы относятся к трудноизвлекаемым, а также раскрыть термины которые будут использоваться в данном режиме. Например, трудноизвлекаемые запасы нефти - запасы месторождений, залежей или отдельных их частей, отличающиеся сравнительно неблагоприятными для извлечения геологическими условиями залегания нефти и (или) её физическими свойствами; определение малого предприятия - это независимое предприятие (не входящее в состав других организаций) с годовым объемом добычи не превышающим 500 тыс. тонн. Также должно быть введено ограничение на отчуждение  и переоформление лицензий. Данный критерий должен применяться ко всем лицензиям, находящимся в пользовании компании.

Система налогообложения, применяемая малыми нефтедобывающими предприятиями, может предусматривать особенности уплаты тех налогов, которые оказывают наибольшую налоговую нагрузку на компании.

На основе проведенного выше анализа можно сделать вывод, что российская система налогообложения нефте- и газодобывающих компаний имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с системами других ресурсодобывающих стран.

Во-первых, она основана на использовании роялти в виде НДПИ, взимаемого в зависимости от количества добытой нефти с учетом уровня мировой цены нефти «Юралс» и курса доллара США. При этом НДПИ не зависит от рентабельности разработки каждого отдельного месторождения. В отличие от России большинство стран используют роялти, размер которого определяется стоимостью добытых нефти и газа (например, Канада, США) или финансовым результатом деятельности предприятия по добыче углеводородов (Норвегия, Великобритания).

Вторая особенность российской налоговой системы — экспортная пошлина на нефть (хотя она и не является налогом), начисляемая по прогрессивной шкале в зависимости от уровня мировой цены нефти «Юралс» с предельной ставкой в 65 %20.

В большинстве стран экспорт нефти и газа не облагается пошлиной. В России же она не только выполняет фискальные функции, но и ограничивает объем экспорта сырой нефти в целях удовлетворения внутреннего спроса. Более того, экспортная пошлина в нашей стране является механизмом поддержания уровня внутренних цен на нефтепродукты, а также стимулирования технического перевооружения нефтеперерабатывающей отрасли.

Еще одна особенность — предоставление адресных льгот по экспортной пошлине и НДПИ на начальной стадии разработки месторождения. В большинстве стран налоговая нагрузка на этапе освоения углеводородных активов также более низкая, чем на этапе активной добычи нефти и газа. Однако в этих странах подобный механизм реализован не путем предоставления адресных льгот, а через налогообложение финансового результата.

Одно из возможных направлений изменения налогообложения нефте- и газодобывающих компаний — значительное снижение НДПИ и экспортных пошлин и их замена новым налогом на дополнительный доход (НДД). Смысл его введения — облагать не нефть в момент ее добычи, как сейчас, а накопленную за время разработки место- рождения прибыль, понимаемую как разницу между доходами и расходами за весь срок освоения участка. Налоговая база НДД определяется как стоимость добытых и реализованных углеводородов, уменьшенная на величину затрат по производству и реализации продукции (за вычетом амортизации), производственных капитальных вложений и невозмещенных затрат предыдущего налогового периода.

В отличие от налога на добычу НДД основан на показателях дополнительного дохода, отражающих реальную экономическую эффективность разработки конкретного месторождения. В случае высокоэффективных проектов применение НДД обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства, одновременно улучшаются условия реализации низкоэффективных проектов. Применение НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, поскольку налог не взимается вплоть до полной окупаемости капитальных затрат, а последующее налогообложение соответствует показателям доходности. При таком подходе учитываются не только получаемый производителем валовой доход, но и затраты на добычу нефти на конкретном месторождении. Налоговая система, построенная таким образом, не создает экономических препятствий для разработки нефтяных месторождений, характеризующихся повышенными капитальными, эксплуатационными, транспортными затратами.

Таким образом, это более гибкая система, она сдвигает нагрузку во времени, перенося ее максимум на период интенсивной разработки. НДД успешно применяется в налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих стран, в частности в Норвегии, Великобритании и США. Однако в российских условиях введение НДД наталкивается на ряд трудностей. Во-первых, ввиду того что сумма налога будет увязана с затратами, ввести НДД возможно только для относительно новых месторождений, ведь документально обосновать затраты по участкам недр, разрабатываемым еще с советского периода, мало реально. Во-вторых, новый налог будет более сложным с точки зрения налогового администрирования, т. к. существуют проблемы с организацией учета и контроля доходов и затрат при добыче нефти по каждому лицензионному участку.

Наконец, ввести НДД можно будет лишь после принятия новых правил контроля за трансфертным ценообразованием. Даже при нынешней налоговой системе зачастую имеет место искусственное занижение крупными налогоплательщиками налоговой базы путем использования механизма трансфертных цен при реализации нефти и нефтепродуктов. В целях минимизации налогов компании могут продавать нефть аффилированным структурам по заниженным ценам. Для устранения налоговых нарушений в нефтегазовом комплексе необходимы дополнения в Налоговый кодекс РФ в отношении трансфертного ценообразования и контроля сделок между взаимозависимыми компаниями. 18 июля 2011 г. президент России подписал Закон № 227-ФЗ. Новые правила в отношении контроля цен вступят в силу с 1 января 2012 г. Следует отметить, что многие положения этого закона в большей степени приближены к международным принципам трансфертного ценообразования.

Таким образом, несмотря на значительные трудности с введением НДД, имеет место тенденция к реализации дифференцированного подхода к налогообложению нефте- и газодобывающих предприятий (посредством предоставления адресных льгот). Такое изменение налогового режима для нефтегазовой промышленности имеет своей целью минимизацию изъятия средств у компаний в период разведки и на начальной стадии добычи. Вместе с тем на пике производства предполагаются максимальные платежи в государственный бюджет. Оптимизация налогообложения должна содействовать инновационным и инвестиционным процессам, происходящим в нефтегазодобывающей отрасли, созданию дополнительных возможностей для их участников, достижению баланса между государственными и корпоративными интересами.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
1.1 США
1.2 КАНАДА
1.3 НОРВЕГИЯ
1.4 БРАЗИЛИЯ
1.5 САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
1.6 ВЕНЕСУЭЛА
1.7 РЕСПУБЛИКА АЗЕРБАЙДЖАН
2. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
2.1 Качественные различия крупного и малого бизнеса в нефтедобыче
2.2 Сбыт и цены на сырую нефть
2.3 Налогообложение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ






Поделиться в социальных сетях:

Подпишись на ежедневную рассылку лучших статей!

Вы можете отписаться в любой момент








РАЗМЕСТИТЬ ФРАНШИЗУ
добавить франшизу в каталог
РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ
стоимость размещения рекламы
gazeta42.ru 2011-2022 l Все для вашего бизнеса: бизнес идеи и бизнес планы, бизнес книги, бизнес статьи Копирование материала приветствуется при наличии активной ссылки на gazeta42.ru

Администрация сайта не несет ответственность за предоставленную информацию.
18+