Психология управления персоналом в малом бизнесе немного проще, нежели в компаниях гигантах, в связи с камерностью предприятий и малым количеством сотрудников. Суть везде одна – эффективное управление персоналом идет рука об руку с элементарными знаниями в области психологии управления. Для результативной деятельности компании можно использовать
7 практических советов для руководителя, которые будут представлены ниже.
Для большого бизнеса знания, касающиеся менеджмента в сфере кадров, сопряжены с интенсивным обучением руководителей на специальных курсах и тренингах. В небольшом бизнесе можно обойтись малыми силами, уяснив несколько основных правил управления персоналом, в условиях небольшого коллектива.
Основные принципы управления персоналом
1. Повышение мотивации
Правильно мотивированные сотрудники - эффективные сотрудники. У каждого человека свои мотивы для деятельности. Грамотный руководитель знает кого, когда и как мотивировать.
2. Внимательность к атмосфере в коллективе
Хороший начальник не оставит без внимания тот факт, что в коллективе присутствуют враждебность, откровенное хамство и постоянные конфликты.
Практические советы для руководителя
7 практических советов для руководителя, основанных на главных принципах управления персоналом:
1. Не поощряйте кляузничество
Кляузничество или иными словами доносы главный враг благоприятной атмосферы в коллективе. Поощряя скрытые жалобы друг на друга, руководитель настраивает сотрудников на враждебные недоверчивые отношения в команде, предполагаемых единомышленников.
Во-первых, в маленьком коллективе очень скоро станет известно, кто является доносчиком. И сведения поступать перестанут, а человек приносивший их, станет изгоем в коллективе.
Во-вторых, в атмосфере недоверия производительность труда становится низкой, поскольку нет ощущения свободы действия. Без определённой свободы сотрудники перестают брать на себя ответственность, что пагубно сказывается на общей эффективности труда.
Чтобы не было необходимости в доносах, нужно ввести правило открыто высказывать свое мнение. Сотрудники должны иметь право высказаться, соблюдая субординацию, и быть услышанными.
2. Соблюдение должностных инструкций
Очень часто на предприятиях происходят споры, с взаимными претензиями, о том, кто, что должен делать и под чьим руководством. Споры такого рода могут отнимать массу времени, сил, энергии сотрудников и руководителей, в том числе. Возникать они могут лишь в том случае, если нет четких должностных инструкций.
Важно составить список, в котором следует указать должности, порядок подчинения и четкие указания к исполнению трудовой деятельности каждого должностного лица.
3. Разрешение конфликтных ситуаций
Компетентный руководитель умеет разрешать конфликты, касающиеся непосредственно трудовой деятельности. Именно начальник должен стать рефери в спорах такого порядка. Это имеет непосредственное отношение к
управлению персоналом.
Если спорная ситуация возникла в связи со сложностями в работе, значит управляющий изначально упустил из виду возможные причины конфликта. Главная задача руководителя организовать рабочий процесс таким образом, что бы конфликтных ситуаций можно было избежать. В случае возникновения споров, начальник должен помочь подчиненным найти выход из сложившейся ситуации, таким образом, что бы все остались удовлетворены решением.
4. Материальная мотивация
Часто руководители прибегают к наказанию посредством штрафов. Такой способ можно скорее назвать демотивацией. Желая получить сотрудника замотивированного работать продуктивно, начальник его штрафует, тем самым добиваясь прямо противоположного эффекта.
Материальная мотивация действует только в одностороннем порядке, в случае улучшения материального положения подчиненного. Премии бонусы и тому подобные вознаграждения должны быть в компании, которая хочет иметь в своем штате людей, желающих себя проявить.
Штрафы могут помочь улучшить дисциплину или немного напугать работников, но точно не станут причиной повышения работоспособности и эффективного управления персоналом.
5. Личностно-ориентированный подход
Каждый член коллектива, работающего для одной цели, имеет свои мотивы, помогающие достигнуть ее. Карьера, материальная стабильность, приверженность общему делу, признание – лишь некоторые стимулы побуждающие к действию работающих людей. И разным людям присущи разные стимулы.
Зная стремления каждого сотрудника, грамотный руководитель сможет эффективно стимулировать мотивацию к труду. Отмечая заслуги каждого члена коллектива отдельно, хороший управляющий заручается поддержкой верного сотрудника, в любой ситуации.
6. Сплочение коллектива
Тимбилдинг модное западное слово, прочно вошедшее в бизнес лексикон, означает совместное времяпрепровождение вне рабочего пространства. Различные корпоративные мероприятия типа вечеринок, пикников с элементами спортивных соревнований, обучающих семинаров и тому подобное очень позитивно влияет на атмосферу в коллективе.
7. Разные подходы к мужчинам и женщинам
Женщины и мужчины совершенно по разному проявляют свою исполнительность. Мужчины особи менее эмоциональные чем представительницы слабого пола, поэтому считается, что поручения в виде приказа они принимают с присущей им рациональностью. Женщины сложно выполняют приказы, но очень отзывчивы к просьбам. Завуалировать приказ под просьбу, такую маленькую хитрость можно использовать, что бы повысить эффективность работы женщин.
Психология управления персоналом наука не столь простая, как может показаться на первый взгляд, но соблюдение нескольких не сложных правил, поможет руководителю избежать серьезных проблем во время производственной деятельности.