Каждый руководитель задается вопросом, как увеличить самоотдачу работников без дополнительных затрат, и какая
нематериальная мотивация сотрудников (способы) сможет в этом помочь. Помимо этого, правильно подобранные нематериальные методы способны в кризисной ситуации компенсировать работникам снижение дохода (материальные потери).
Каждая организация создает собственную программу
нематериальной мотивации (при этом основываясь на особенности бизнеса, существующую корпоративную культуру и стратегические цели), однако эффективность программы будет в несколько раз выше, если при ее формировании будут учтены 5 правил.
1. Программа мотивации сотрудников должна помогать в решении тактических задач бизнеса, ориентированных на стратегию организации. Применяемые стимулы должны решать самые важные задачи на данный момент.
2. Нематериальная мотивация должна распространяться на весь штат сотрудников, без исключения. Как правило, упор делается на коммерческие и производственные подразделения, которые способны приносить прибыль. Но для секретарей, бухгалтеров и других работников также необходимо создать нематериальные стимулы. В этом могут помочь не специальные мотивационные методы, к примеру, похвала или признание результатов труда.
3. При мотивации сотрудников нужно учитывать этап развития организации. В небольшой семейной компании, важным мотиватором является энтузиазм. Все работники трудятся в поте лица, поэтому банальная похвала руководителя прекрасный стимул. Однако, когда организация начинает разрастаться и переходит на другой этап функционирования, штат увеличивается, что предполагает формирование новой системы мотивации, направленной на признание успехов сотрудников. Для этого можно применять внутренние информационные ресурсы (интернет, корпоративные печатные издания и др.).
4. Обоснованный выбор мотиваторов. Мы убеждены, что способы которые мотивируют нас, также будут мотивировать и других. Увы, это не так. Следовательно, нужно собирать информацию о потребностях сотрудников. К примеру, для работников производственных подразделений достаточно важно, чтобы организация компенсировала затраты на питание. Однако не переусердствуйте с процессом выбора мотиваторов, так как частые анкетирования, могут вызвать у работников негативную реакцию.
5. Эффект новизны. Поощрения не должны становиться обыденным явлением в организации, так как нет ничего хуже постоянно повторяющейся мотивационной программы.
Способы нематериальной мотивации сотрудников:
1. Мотивирующие совещания. В главном офисе ежеквартально проходят отчетные собрания, где участвуют все директора филиалов. Во время совещаний обговаривается анализ деятельности компании за прошедший квартал, помимо этого директора награждаются грамотами за качественно выполненные целевые задачи.
2. Соревнования и конкурсы. Можно проводить конкурсы внутри подразделений, так и в кругу специалистов разной категории и направленности. В первую очередь, соревнования рассчитаны на менеджеров, занимающихся продажами. По и тогам конкурса подразделение награждается поездкой в пансионат, походом в боулинг или большим корпоративным тортом.
3. Поздравления, касающиеся знаменательных дат. Один из способов мотивации сотрудников – это личное поздравление руководителя, которое адресуется в честь дня рождения каждого сотрудника в присутствии всех коллег. Подобная обстановка позволяет сплотить коллектив, и внести душевную и праздничную атмосферу.
4. Поощрительные командировки. Если организация активно берет свое участие в выставках и конференциях, то можно предоставлять лучшим работникам посетить подобные мероприятия.
5. Помощь в личных делах. Прекрасный способ мотивации сотрудников – это адресная помощь. Например, кто-то из работников пытается устроить ребенка в определенную школу или детский сад, в этом случае, руководство компании может оказать содействие.
Дополнительные способы нематериальной мотивации сотрудников:
• Когда проходите мимо здоровайтесь с каждым работником при этом желательно знать его по имени.
• Пишите «Молодец», «Спасибо» и оставляйте записку на столе сотрудника.
• Награждайте работника дополнительным выходным или разрешайте уйти пораньше.
• Приносите раз в месяц для коллектива, что-то вкусное: яблоки, торт, пиццу, рогалики.
• В холле или коридоре разместите стенд с результатами деятельности организации по каждому проекту, продукту, и каждый месяц обновляйте данные. Так работники смогут наблюдать динамику продуктивности.
• Найдите время выслушать своих работников.
• Разработайте награду для того персонала деятельность, которого практически незаметна для окружающих.
• Устраивайте корпоративы.
Рассмотренные
способы нематериальной мотивации сотрудников способны в несколько раз увеличить трудоспособность коллектива и заинтересовать работников в процветании компании.